Каноны иконописи

Слово «икона» произошло от греческого «эйкон» - образ. И действительно: пред нами не картина, а святой образ, своеобразное «окно», через которое простой смертный может обратиться во время молитвы святому в высший мир.

Иконы создаются по строгим канонам, каждая деталь имеет значение. Даже украшения - оклады имеют символическое значение. А для того, чтобы лики долго были в целости и сохранности, создается киот для икон - деревянный ящик со стеклянной дверцей, внутри которого создаются оптимальная влажность и циркуляция воздуха чтобы дерево не гнило, а краски долго сохраняли свою яркость. Обычно циркуляция естественная, но для особо ценных ликов создаются специальные киоты. Так, для хранения и транспортировки Иконы Торопецкой Божией Матери (Богоматерь Одигитрия) был создан огромный ящик, в котором были установлены специальные приборы для создания микроклимата.

Создание доски для иконы

Веками проверенной основой для написания лика является древесина:

  • березы;
  • липы;
  • дуба;
  • клена;
  • лиственницы.

Небольшие иконы создавались из одной доски, для ликов побольше можно было взять две и более части .

С тыльной стороны вставляются специальные шпонки, препятствующие прогибу доски. Шпонки - важная составляющая основы, благодаря им созданный из нескольких досок щит сохраняет свою целостность.

Наконец, с лица доски делается специальная выемка - ковчег. Именно в этом продавленном поле обычно пишется основная икона, края используются для орнамента или клейм.

Перед написанием икон поверхность необходимо загрунтовать. Это делается в три этапа: доска проклеивается, отбеливается и наконец наносится левкас - специальный грунт, на который можно наносить краску и позолоту.

Краски

Технология приготовления красок для икон неизменна уже на протяжении многих веков. Это темпера на основе яичного желтка. Делается она так: сухие пигменты краски (свинцовые белила, охра, киноварь, уголь, кошениль) разводятся куриным желтком, растертым с водой. Такие краски доказывают свою стойкость в течение многих веков, не выцветают и не осыпаются.

У средневековых иконописцев выбор пигмента был ограничен, в наши дни он гораздо больше. Но при этом есть мастера, использующие только вековые технологии.

После того, как лик написан, его покрывают тонким слоем лака для сохранности.

Какие иконы считаются чудотворными

Это те лики, которые осуществляли чудесную помощь по просьбе, либо мироточащие святыни.

Дата публикации: 29.03.2021

Все новости раздела






Другие новости раздела

Обучение английскому языку
В наше время английский язык является одним из наиболее популярных во всём мире. Его используют практически во всех сферах жизнедеятельности: в науке, в учёбе, в средствах массовой информации, в бизнесе и так далее. ...
Авиакомпании
Если необходимо воспользоваться авиа сообщением, то целесообразно посетить специализированные онлайн сервисы. Сайты-агрегаторы предложений от различных перевозчиков решают проблему с покупкой билетов быстро и легко....
Наружная канализация важная часть жилого помещения
В современном доме канализация является просто необходимой частью комфортной жизни человека. Именно поэтому прокладка трубопровода наружной канализации является такой важной...