Послания, интервью 601

Обращение к участникам Кирилло-Мефодьевских чтений

24.05.2021

Дорогие братья и сестры!

Искренне рад всех вас приветствовать в этот день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия!

Мы прожили с Вами трудный год. По милости Божией мы постепенно возвращаемся к обычной повседневной жизни. Но, конечно, все события, связанные с прошлым годом, с ситуацией пандемии, которые к сожалению, отчасти продолжают влиять на нашу жизнь до сих пор, требуют осмысления. И осмысления религиозного.

Несколько дней назад, выступая в ходе Международных образовательных чтений в Государственной думе, наш Первосвятитель Святейший Патриарх Кирилл произнес по этому поводу такие слова: «Что бы ни вызывало чувство тревоги — пандемия, терроризм, международные конфликты, другие потрясения и испытания, — мы должны искать поддержку в деятельной солидарности друг с другом, которая может стать эффективным средством и против страха, и против уныния. Через такого рода действия мы обретаем опору в ближних и сами благодаря этой опоре становимся более сильными и свободными. Церковь призывает человека спокойно и трезво оценивать сегодняшние события в контексте всей истории человечества (в которой бывали события и пострашнее нынешней пандемии, и без боязни, без лишней спешки и суеты принимать взвешенные и обоснованные решения. Когда человек испытывав страх, Церковь вслед за Христом говорит ему. «Не бойся!» - и укрепляет словами апостола: ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8, 39).

И пример святых братьев Кирилла и Мефодия, подвиг их жития и веры говорят именно об этом. Служение святых равноапостольных Кирилла носит вселенский характер.

Проповедь их совершалась еще во времена Вселенской единой церкви, еще до того, как Церковь Римская отпала от восточных Православных церквей. И эта проповедь, обращенная к язычникам славянам, совершалась как проповедь учения вселенского, всечеловеческого, обращенная ко всем народам и племенам, но на национальных языках.

Ибо Господь совершает спасение всех людей, независимо от их расы и национальной принадлежности. Поэтому, прославляя святых братьев, мы не должны ограничивать понимание их служения тем, что они только просветители славян. Но великая универсальность их служения раскрывалась в том, что, будучи призванными от святой Константинопольской церкви, от города Солун и они осознавали себя не чуждыми и церкви Римской. Они ощущали себя прежде всего благовестникам веры Христовой. И у этой веры просто не может и не должно быть преград. И мы знаем, что до проповеди славянам святые братья проповедовали и среди арабов, и в хазарском каганате.

Как известно, в 867 году, после того как святые братья совершали обращение славян в Моравии, они были вызваны в Рим. Поскольку среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, некоторыми германскими священниками представлялись как еретики. И поэтому были вызваны в Рим. На самом же деле, конечно, германские священники боялись пробуждения национальных чувств славян, роста их самосознания и желания освободитья от их гнета и засилия. По прибыв в Рим в начале 868 года, Кирилл и Мефодий нашли понимание величия своего служения у папы Адриана II. Братья передали ему мощи святого Климента, и тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведенные книги приказал положить в римских церквях.

По велению папы римские епископы посвятили в епископский сан св. Мефодия. Святой же Кирилл, смиренно остававшийся простым иноком, вскоре заболел и почил от земных трудов. И именно в Риме покоятся его святые мощи.

Известно, что несмотря на покровительство римских пап, после своего возвращения в Великую Моравию, святой Мефодий продолжал подвергаться непрестанным гонениям и интригам со стороны немецкого духовенства. Он даже был подвергнут заключению. И несмотря на то, что папы Римские и после Адриана II старались оказывать поддержку апостольским трудам св. Мефодия, тем не менее после его смерти многие его ученики были казнены немецкими властями, а западные славяне почти на тысячелетие утратили возможность совершать богослужения на славянском языке.

Из анализа этих исторических событий мы видим, как среди народов, в частности, немецкого народа, возникает то же помрачение национализма, которое привело и народ иудейский к отвержению и убийству Христа. Ибо Священное Писание говорит нам, что и книжники,и фарисеи во главе с первосвященником Каиафой, узнав о том, что Господь Иисус Христос воскресил Лазаря, совершил великое чудо, не радуются, но делают совсем иные выводы, прикрываясь мнимой заботой о сохранении национальной идентичности. Они говорят на своем совете: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом... С этого дня положили убить Его (Ин. 11, 48-53). Это стремление к национальной самозамкнутости не просто делает народы и изгоями, но лишает их возможности быть подлинными членами Церкви.

Однако дело святых братьев благодатно стало развивать среди южных славян и спустя 100 лет обрело благодатную почву на Руси.

Теперь мы часто говорим, что Православие, славянский язык созидали древнерусское государство. Но главное дело было в том, что труды святых созидали Христову Церковь среди наших предков. Наши предки понимали, что идентичность нашего народа не в самоизоляции, но напротив, в Церкви Христовой, где нет национальных, социальных, имущественных границ. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). И это понимание весьма емко и ясно было сформулировано всего лишь через пятьдесят лет после крещения Руси первым русским митрополитом Иларионом в своем знаменитом «Слове о законе и благодати». Размышляя о Крещении Руси и подвиге равноапостольного князя Владимира, митрополит Иларион пишет: «Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла. И законническое озеро высохло, евангельский же источник наполнился вод и всю землю покрыл, и до нас разлился. Ведь вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но Христовы церкви созидаем. Уже не закалаем друг друга (в угоду) бесам, но Христос за нас закалаем бывает и раздробляем в жертву Богу и Отцу». И именно Церковь, евангельская вера и Благодать святых таинств просвещали умы, помогали нашим предкам созидать государство. По слову святого императора Иустиниана, государство и государственная власть - это украшение человеческого общества. Но смысл существования человечества - это стать церковью Христовой. Ибо Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». (1 Тим. 2, 4).

Именно заповедь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия отображается в подвиге жизни святого благоверного князя Александра Невского. Сейчас много споров какой же путь избрал святой князь? Запад или восток?

Но мы видим, что он избирает единственно правильный путь: путь истины и христианства, путь Церкви. Ибо с запада надвигались немцы с той же экспансией, что и в IX веке на западных славян. И с востока исходил не некий выбор и путь, но хаос варварского состояния и языческого помрачения. Поэтому для святого князя важным было сохранить сердце русского народа, который только проходил свое становление. То есть сохранить истину веры и Христову Церковь. И мы видим, как через это самое мудрое решение святого князя Александра Невского - сохранить верность Христу и Церкви, не просто сохранился наш народ, но через века наша сохраненная Церковь созидала и государственность, и идентичность, и культуру.

Исторические факты говорят о том, что святой князь, отстояв истину Православной веры, заключал не только договоры с востоком, но и с западом. И даже юридические основания этих договоров сохраняли свою значимость до XVIII и XIX веков.

Святой князь по всей своей многотрудной стезе жизни прошел не просто как государственный деятель, но как христианин. И этот путь, как известн, венчается принятием монашеской схимы.

Поэтому и главная заповедь святого князя предельна ясна, ибо выражена в словах новомучеников, составивших службу всем святым в земле российской просиявшим.

«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение»!

С праздником всех вас!

Благословение Божие да пребывает над всеми нами.

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий,

24 мая 2021 года





Популярные новости

07.10.2021
По благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия с 20 по 26 октября 2021 г. в  Барнауле пройдет XVI Международная православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России». Святыни выставки: ...
2139
06.10.2021
17 октября в 14.00 час. в Музее редкой книги Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева состоится первое занятие обучающего курса «Церковнославянское и древнегреческое двуязычие». Ведущая занятий – Тамара Ивановна ...
1363