История и современность иконостасов

Легенда гласит, что закрыть от глаз прихожан алтарь, где происходило священнодейство, повелел святитель Василий Великий.

Ранний период христианства

На заре христианства, когда оно было альтернативной религией в политеистическом Риме, ни о каких иконостасах речи не шло. Прихожане собирались на литургию в катакомбах, часто в абсолютно разных местах. И только в 4 веке нашей эры Василий Великий повелел отгородить алтарь от остальной части храма. Завесу назвали капетасмой (греч. Завеса), она получила широкое распространение в церквях и на западе и на востоке, часто на ней изображалась фигура Христа. Это символично, поскольку именно Христос является защитником и посредником между человеческим (неф) и божественным (алтарь). Капестасмы можно встретить в церквях до сих пор, с их открытием связаны определенные моменты богослужения.

Затем перегородки стали более существенными. Первые известные представляли собой ажурную решетку в метр высотой, либо, как в Византии – ряд колонн по количеству апостолов. Первоначально решетки лишь отделяли верующих от престола, не закрывая обзора.

Царские и дьяконские врата

Однако, вместе с перегородками, была необходимость красиво и пышно оформить места прохождения священнослужителей к алтарю. Так посреди перегородок появились Царские врата, а по бокам от них – дьяконские.

Эволюционировала и сама перегородка: она могла быть резной из дерева металла, могла быть каменной. Могла быть просто единой конструкцией во всю ширину храма, могла содержать в себе колонны. Посередине перегородки ставился крест. Иконы на нее стали вешать позже, делая это с особым смыслом. Нет, изображения Христа, девы Марии, Иоанна-предтечи укреплялись на перегородках и до этого, делалось это просто на столпах по бокам от алтаря.

Укрепление икон на иконостасе

Примерно в 12 веке крест был заменен на икону спасителя. Это положило начало деисусному ряду – чуть позже икона христа дополнилась изображениями богоматери и иоанна предтечи. По бокам располагались иконы основных евангельских праздников, которые позже образовали праздничный ряд.

В наши дни деисусный ряд средний, третий в пятирядном иконостасе. Может, кроме вышеперечисленных содержать изображения апостолов, великомучеников (многофигурный деисус). Данный ряд олицетворяет собой просьбу рода человеческого о заступничестве к Христу перед лицом бога-отца.

В 14 веке со столпов перед алтарем переместились иконы Иисуса и Божией Матери, их расположили ниже деисусного ряда. Это положило начало местному, нижнему ряду. Такие небольшие, трехрядные иконостасы можно найти на Кипре и Крите. Они полностью закрывают алтарь, а по форме уже напоминают высокие русские иконостасы.

Зарождение иконостасов на Руси

Русские православные традиции во многом изначально копировали византийские, так алтарная перегородка и попала в нашу страну.

Прижилась она практически сразу, поскольку каменных храмов, стены которых можно было расписать ликами святых, в стране было не так много, церкви в основном были деревянными. Опять же, при пожарах спасать алтарь и отдельные иконы на иконостасе было возможно, тогда как спасти расписные стены - нет.

Неизвестно, как и когда именно алтарные перегородки, пришедшие из Византии, увеличились и превратились в иконостас. Первые царские врата, предположительно относящиеся к иконостасу, датируются 13-14 веками.

Первый известный многорядный иконостас относится к 15 веку. Создавался для Успенского собора во Владимире, по некоторым источникам в росписи иконостаса (как и в росписи собора) участвовали Андрей Рублёв и Даниил черный. Это произведение искусства не сохранилось полностью, в 18 веке иконостас в соборе заменили. В наши дни отдельные фрагменты первого иконостаса можно увидеть в Русском музее и государственной Третьяковской галерее.

С 16 века высокие иконостасы изготавливаются в мастерских по всей стране. Традиции живописи того или иного региона находили отражение в иконописи. Яркий тому пример – палехские мастерские.

Мастерские Палеха

Художественные традиции Палеха – небольшого городка в Ивановской области (ныне) – насчитывают не одно столетие. Палех славился мастерами, изготавливающими уникальные фрески и иконы.

За основу были взяты традиции древнесуздальской школы живописцев. Для палехской иконописи характерны сдержанные тона, мягкие линии а так же сложная, многоклеймовая (многосюжетная) композиция.

Традиции старой школы живы и до сих пор. Палех держит марку одного из ведущих центров по производству церковного убранства. Палехский иконостас можно встретить в храмах и церквях по всей стране.

Дата публикации: 06.05.2020

Все новости раздела






Другие новости раздела

Обучение английскому языку
В наше время английский язык является одним из наиболее популярных во всём мире. Его используют практически во всех сферах жизнедеятельности: в науке, в учёбе, в средствах массовой информации, в бизнесе и так далее. ...
Авиакомпании
Если необходимо воспользоваться авиа сообщением, то целесообразно посетить специализированные онлайн сервисы. Сайты-агрегаторы предложений от различных перевозчиков решают проблему с покупкой билетов быстро и легко....
Наружная канализация важная часть жилого помещения
В современном доме канализация является просто необходимой частью комфортной жизни человека. Именно поэтому прокладка трубопровода наружной канализации является такой важной...






Рейтинг@Mail.ru