Статьи, Пресс-релизы

История и современность иконостасов

06.05.2020

Легенда гласит, что закрыть от глаз прихожан алтарь, где происходило священнодейство, повелел святитель Василий Великий.

Ранний период христианства

На заре христианства, когда оно было альтернативной религией в политеистическом Риме, ни о каких иконостасах речи не шло. Прихожане собирались на литургию в катакомбах, часто в абсолютно разных местах. И только в 4 веке нашей эры Василий Великий повелел отгородить алтарь от остальной части храма. Завесу назвали капетасмой (греч. Завеса), она получила широкое распространение в церквях и на западе и на востоке, часто на ней изображалась фигура Христа. Это символично, поскольку именно Христос является защитником и посредником между человеческим (неф) и божественным (алтарь). Капестасмы можно встретить в церквях до сих пор, с их открытием связаны определенные моменты богослужения.

Затем перегородки стали более существенными. Первые известные представляли собой ажурную решетку в метр высотой, либо, как в Византии – ряд колонн по количеству апостолов. Первоначально решетки лишь отделяли верующих от престола, не закрывая обзора.

Царские и дьяконские врата

Однако, вместе с перегородками, была необходимость красиво и пышно оформить места прохождения священнослужителей к алтарю. Так посреди перегородок появились Царские врата, а по бокам от них – дьяконские.

Эволюционировала и сама перегородка: она могла быть резной из дерева металла, могла быть каменной. Могла быть просто единой конструкцией во всю ширину храма, могла содержать в себе колонны. Посередине перегородки ставился крест. Иконы на нее стали вешать позже, делая это с особым смыслом. Нет, изображения Христа, девы Марии, Иоанна-предтечи укреплялись на перегородках и до этого, делалось это просто на столпах по бокам от алтаря.

Укрепление икон на иконостасе

Примерно в 12 веке крест был заменен на икону спасителя. Это положило начало деисусному ряду – чуть позже икона христа дополнилась изображениями богоматери и иоанна предтечи. По бокам располагались иконы основных евангельских праздников, которые позже образовали праздничный ряд.

В наши дни деисусный ряд средний, третий в пятирядном иконостасе. Может, кроме вышеперечисленных содержать изображения апостолов, великомучеников (многофигурный деисус). Данный ряд олицетворяет собой просьбу рода человеческого о заступничестве к Христу перед лицом бога-отца.

В 14 веке со столпов перед алтарем переместились иконы Иисуса и Божией Матери, их расположили ниже деисусного ряда. Это положило начало местному, нижнему ряду. Такие небольшие, трехрядные иконостасы можно найти на Кипре и Крите. Они полностью закрывают алтарь, а по форме уже напоминают высокие русские иконостасы.

Зарождение иконостасов на Руси

Русские православные традиции во многом изначально копировали византийские, так алтарная перегородка и попала в нашу страну.

Прижилась она практически сразу, поскольку каменных храмов, стены которых можно было расписать ликами святых, в стране было не так много, церкви в основном были деревянными. Опять же, при пожарах спасать алтарь и отдельные иконы на иконостасе было возможно, тогда как спасти расписные стены - нет.

Неизвестно, как и когда именно алтарные перегородки, пришедшие из Византии, увеличились и превратились в иконостас. Первые царские врата, предположительно относящиеся к иконостасу, датируются 13-14 веками.

Первый известный многорядный иконостас относится к 15 веку. Создавался для Успенского собора во Владимире, по некоторым источникам в росписи иконостаса (как и в росписи собора) участвовали Андрей Рублёв и Даниил черный. Это произведение искусства не сохранилось полностью, в 18 веке иконостас в соборе заменили. В наши дни отдельные фрагменты первого иконостаса можно увидеть в Русском музее и государственной Третьяковской галерее.

С 16 века высокие иконостасы изготавливаются в мастерских по всей стране. Традиции живописи того или иного региона находили отражение в иконописи. Яркий тому пример – палехские мастерские.

Мастерские Палеха

Художественные традиции Палеха – небольшого городка в Ивановской области (ныне) – насчитывают не одно столетие. Палех славился мастерами, изготавливающими уникальные фрески и иконы.

За основу были взяты традиции древнесуздальской школы живописцев. Для палехской иконописи характерны сдержанные тона, мягкие линии а так же сложная, многоклеймовая (многосюжетная) композиция.

Традиции старой школы живы и до сих пор. Палех держит марку одного из ведущих центров по производству церковного убранства. Палехский иконостас можно встретить в храмах и церквях по всей стране.




Дата публикации: 06/05/2020





Другие новости раздела

05.10.2014
Некоторые люди предпочитают проводить свое свадебное торжество в каком-нибудь престижном ресторане или арендуют для этого выставочный зал. А другие пары предпочитают, чтобы ихняя свадьба проходила на природе. Желание похвальное, как как его осуществить, чтобы ни солнце не жгло, ни ветер не мешал?
14.10.2014
Раньше для забора применялся только деревянный штакетник, а сегодня имеется возможность установить металлический штакетник для заборов или же из пластика. Сравнивая эти три материала, следует отдать предпочтение металлическому варианту, так как это более прочный и долговечный материал.
15.10.2014
Здоровый и крепкий сон может зависеть как от удобного матраса, также и от правильно подобранного постельного белья. При его выборе не стоит подбирать его только по цене, так как на нем каждый день приходится спать около 8-и часов. И если это будет не совсем качественный материал, да еще с элементами синтетики, то ни о каком спокойном сне не может быть и речи

Еще новости:
Прекрасный отдых для всех и каждого
Выбор межкомнатных дверей
Что лучше - варежки или перчатки