БОГОСЛОВСКИЙ СМЫСЛ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ

Как смерть и воскресение христово завершились Пятидесятницей — сошествием Св. Духа на Апостолов, так и крещение человека завершается миропомазанием. В крещении человек спогребается и совоскресает со Христом, в миропомазании же он удостаивается благодати Святого Духа. Таким образом, чудо Пятидесятницы постоянно возобновляется в Церкви.

Совершительные (главные и основные) слова таинства: “Печать дара Духа Святаго” указывают на его значение. Оно является: а) завершительным актом присоединения к Церкви, утверждением, или печатью присоединения, и б) источником благодатных сил, даруемых крещеному для укрепления и роста в духовной жизни.

Св. Киприан (Св. Киприан жил в 3-м веке, св. Ефрем — в 4-м) пишет: “Крещеные в Церкви запечатлеваются Господней печатью по примеру того, как некогда крещеные самаряне приняли от ап. Петра и Иоанна, чрез руковозложение и молитву, Духа Святаго… Чего у них недоставало, то совершили Петр и Иоанн… Так бывает и у нас… совершенствуются Господней печатью” (Деян. 8: 14-17). Св. Ефрем Сирин пишет: “Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все твои члены”. Св. Киприан свидетельствует, что древние, говоря о рождении водой и Духом, разумели под рождением водой крещение в телесном смысле, а под рождением Духом — миропомазание.

В апостольское время дары Святого Духа подавались через рукоположение. Об этом читаем в книге Деяний (8: 14-17 и 19: 2-26). Когда ап. Павел встретил в Ефесе учеников, крестившихся только Иоанновым крещением, то они “услышав, крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, на них сошел Дух Святой ”.

Каким образом благодатное руковозложение перешло в помазание миром? Вероятно, что сами апостолы, из–за физической невозможности посещать всех крещеных и лично возлагать на них руки, заменили руковозложение крестившихся, помазанием миром, который сами освящали и давали представителям церквей. Так, уже ап. Павел упоминает о благодатном помазании: “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 1: 21-22). Сами совершительные слова таинства: “Печать дара Духа Святаго” тесно связаны с этим изречением Апостола. Далее Апостол пишет: “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Ефес. 4: 30). “Днем избавления” в Священном Писании называется крещение; под “запечатлением” Святаго Духа, разумеется “печать Духа Святаго”, следовавшая непосредственно после крещения. Миро, а не другое вещество, избрано для таинства миропомазания потому, что оно еще в Ветхом Завете употреблялось для низведения на людей особых духовных даров (Исх. 28: 41; 1 Цар. 16: 13; 3 Цар. 1: 39). Писатель 3-го века Тертуллиан пишет: “После выхода из купели мы помазываемся благословенным елеем, по древнему чину, как обыкновенно были помазываемы на священство елеем из рога”.

В послании ап. Иоанна читаем: “Вы имеете помазание от Святого и знаете все”, — и дальше “Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте” (1 Иоан. 2: 20 и 27). В приведенных словах апп. Павла и Иоанна термин помазание указывает на сообщение уверовавшим духовного дара; но, очевидно, термин помазание мог употребляться в духовном значении именно потому, что христиане имели перед своими глазами вещественное помазание.

Свв. Отцы Церкви ставят самое слово “христиане” в тесную связь с миропомазанием. “Христианин” значит “помазанник”. “Сделавшись причастным Христу, говорит св. Кирилл Иерусалимский, вы достойно именуетесь христианами, т. е. помазанными, и о вас Бог сказал: “Не прикасайтесь помазанным Моим” (Пс. 104: 15).

Повествования книги Деяний Апостолов убеждают в том, что кроме низведения даров Духа, руковозложение после крещения, или миропомазание, являлось одновременно и подтверждением состоявшегося крещения и печатью присоединения крещеных лиц к Церкви, и что именно потому оно совершалось самими апостолами и их преемниками епископами.

Таким образом, как через крещение человек рождается для духовной жизни, так через миропомазание он становится участником благодатной жизни Церкви.

Меню раздела

Популярные новости

17.08.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
11688
11.08.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
9452