ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ

Миропомазание, соединенное с крещением, совершается следующим образом. По облечении крещенного в белую одежду священник читает молитву, в которой просит Бога даровать ему "Печать дара Духа Святого", сохранить его в преподанном освящении и утвердить в православной вере. Затем крестообразно помазует ему чело, очи, ноздри, уста, уши, перси, руки и ноги, произнося при каждом помазании: "Печать дара Духа Святого, аминь". В это время, как видимым миром помазуется тело, Святым и Животворящим.

ХОЖДЕНИЕ ВОКРУГ КУПЕЛИ

Духом освящается душа. После помазания св. миром "творит священник с восприемником и новокрещенным круга образ", то есть они трижды обходят кругом купели с троекратным пением: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа". Круг изображает вечность: поэтому обхождение три раза кругом купели со свечами обозначает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, светом мира. Обхождение начинается с правой стороны, то есть с западной стороны к южной, а не посолонь, как того требовали у нас старообрядцы.

ЧТЕНИЕ ПРОКИМНА, АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

После этого обхождения произносится прокимен: "Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся", и читается Апостол к Римлянам, зач. 91 (Рим. 6:3-11), в котором объясняется значение крещения, и Евангелие от Матфея, зач. 116 (28:16-20), в котором говорится о заповеди Господа, данной апостолам крестить всех людей во Имя Отца и Сына и Святого Духа. После чтения Евангелия произносится ектения: "Помилуй нас, Боже..." в которой есть особые прошения о восприемнике и новопросвещенном. Затем по уставу совершается отпуст. Но в настоящее время чин крещения этим еще не оканчивается.

ОМОВЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА, ПОМАЗАННЫХ СВЯТЫМ МИРОМ

В древности новокрещенный в продолжение семи дней носил на себе белую одежду, удалялся от всяких увеселений, проводил время в посте и молитве, из опасения, чтобы по легкомыслию и рассеянности не допустить изгладиться на себе живым следам седмеричного дара Св. Духа (смотри Исаии, 11:2). Новокрещенный не мог даже обмывать видимых знаков таинственного напечатления даров Св. Духа. В осьмый день он снимал с себя белую одежду, и священник, после молитвы к Богу о том, чтобы Он Своею благодатью соблюдал во всей целости духовную печать на новокрещенном, омывал те части тела, которые были помазаны св. миром. В настоящее время это омовение совершается сряду после прочтения Евангелия и ектении, без отпуста. В Требнике же оно, по древнему чину, помещено под особым заголовком: "Измовение во осмый день" и в начале его сказано: "И во осмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти". Сначала священник читает две молитвы, потом "разрешает" пояс и пелены отрочати и, соединив края их (теперь принято краями одежды, которой будет облачен младенец), омочает ее водою чистою и кропит отроча, говоря: "Оправдался еси, просветился еси" и т. д. А затем, взем губу новую, напоенную водою, отирает лице его и прочие помазанные св. миром части тела, произнося: "Крестился еси, просветился еси" и т. д.

ПОСТРИЖЕНИЕ ВОЛОС

После омовения читаются две молитвы на пострижение власов и совершается самое пострижение со словами: "Постригается раб Божий, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Пострижение обозначает, что новопросвещенный предает себя в послушание Богу - становится рабом Божиим, ибо пострижение волос всегда служило знаком рабства, подчиненности. Пострижение волос совершается крестовидно в таком порядке, в каком благословляется голова. При каждом пострижении священник отдает волосы восприемнику, а тот влагает их в кусочек воска и опускает в купель. (Воду из купели полагается вылить в место, которое не попирается ногами, обычно под дерево). Затем следует ектения и отпуст, на котором вспоминается имя святого, данное новокрещенному. Есть обычай после отпуста провозглашать многолетие новопросвещенному и восприемникам и его родителям. После этого обыкновенно дается крест для целования.

Меню раздела

Популярные новости

13.02.2018
Детская школа искусств «Традиция» (село Власиха) открыла череду масленичных гуляний ставшим уже традиционным «богатырским» праздником. На площадке этно-культурного пространства собрались сотни жителей и гостей гостеприимного ...
600
12.02.2018
10 февраля епископ Городецкий и Ветлужский Августин, пребывающий на Алтае по приглашению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, совершил всенощное бдение, а утром следующего дня – Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили ...
507