ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ

Миропомазание, соединенное с крещением, совершается следующим образом. По облечении крещенного в белую одежду священник читает молитву, в которой просит Бога даровать ему "Печать дара Духа Святого", сохранить его в преподанном освящении и утвердить в православной вере. Затем крестообразно помазует ему чело, очи, ноздри, уста, уши, перси, руки и ноги, произнося при каждом помазании: "Печать дара Духа Святого, аминь". В это время, как видимым миром помазуется тело, Святым и Животворящим.

ХОЖДЕНИЕ ВОКРУГ КУПЕЛИ

Духом освящается душа. После помазания св. миром "творит священник с восприемником и новокрещенным круга образ", то есть они трижды обходят кругом купели с троекратным пением: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа". Круг изображает вечность: поэтому обхождение три раза кругом купели со свечами обозначает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, светом мира. Обхождение начинается с правой стороны, то есть с западной стороны к южной, а не посолонь, как того требовали у нас старообрядцы.

ЧТЕНИЕ ПРОКИМНА, АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

После этого обхождения произносится прокимен: "Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся", и читается Апостол к Римлянам, зач. 91 (Рим. 6:3-11), в котором объясняется значение крещения, и Евангелие от Матфея, зач. 116 (28:16-20), в котором говорится о заповеди Господа, данной апостолам крестить всех людей во Имя Отца и Сына и Святого Духа. После чтения Евангелия произносится ектения: "Помилуй нас, Боже..." в которой есть особые прошения о восприемнике и новопросвещенном. Затем по уставу совершается отпуст. Но в настоящее время чин крещения этим еще не оканчивается.

ОМОВЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА, ПОМАЗАННЫХ СВЯТЫМ МИРОМ

В древности новокрещенный в продолжение семи дней носил на себе белую одежду, удалялся от всяких увеселений, проводил время в посте и молитве, из опасения, чтобы по легкомыслию и рассеянности не допустить изгладиться на себе живым следам седмеричного дара Св. Духа (смотри Исаии, 11:2). Новокрещенный не мог даже обмывать видимых знаков таинственного напечатления даров Св. Духа. В осьмый день он снимал с себя белую одежду, и священник, после молитвы к Богу о том, чтобы Он Своею благодатью соблюдал во всей целости духовную печать на новокрещенном, омывал те части тела, которые были помазаны св. миром. В настоящее время это омовение совершается сряду после прочтения Евангелия и ектении, без отпуста. В Требнике же оно, по древнему чину, помещено под особым заголовком: "Измовение во осмый день" и в начале его сказано: "И во осмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти". Сначала священник читает две молитвы, потом "разрешает" пояс и пелены отрочати и, соединив края их (теперь принято краями одежды, которой будет облачен младенец), омочает ее водою чистою и кропит отроча, говоря: "Оправдался еси, просветился еси" и т. д. А затем, взем губу новую, напоенную водою, отирает лице его и прочие помазанные св. миром части тела, произнося: "Крестился еси, просветился еси" и т. д.

ПОСТРИЖЕНИЕ ВОЛОС

После омовения читаются две молитвы на пострижение власов и совершается самое пострижение со словами: "Постригается раб Божий, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Пострижение обозначает, что новопросвещенный предает себя в послушание Богу - становится рабом Божиим, ибо пострижение волос всегда служило знаком рабства, подчиненности. Пострижение волос совершается крестовидно в таком порядке, в каком благословляется голова. При каждом пострижении священник отдает волосы восприемнику, а тот влагает их в кусочек воска и опускает в купель. (Воду из купели полагается вылить в место, которое не попирается ногами, обычно под дерево). Затем следует ектения и отпуст, на котором вспоминается имя святого, данное новокрещенному. Есть обычай после отпуста провозглашать многолетие новопросвещенному и восприемникам и его родителям. После этого обыкновенно дается крест для целования.

Меню раздела

Популярные новости

17.08.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
11567
11.08.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
9419