ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ЕВХАРИСТИИ

Пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как
только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов... Ибо мы
принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье; но как Христос...
воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой
совершено благодарение... есть, как мы научены, Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса.
Святой Иустин Философ.[1]

...Божественная Литургия — постоянное восхождение, возношение Церкви на небо, к престолу
славы, в невечерний свет и радость Царства Божия.
Протоиерей Александр Шмеман.[2]

Из древности известно нам о центральном значении в жизни Церкви Евхаристии. “Таинством таинств” называет ее Дионисий Ареопагит, указывая на то, что евхаристия является основой Церкви, без которой немыслимо ее существование и спасение человека. И если другие священнодействия позволяют нам приблизиться к дарам Духа, то в Евхаристии нам подается Сам Бог. С помощью этого “честнейшего дара из всех даров”[3] мы дерзаем искать соединения с Самим Творцом и Вседержителем и становимся “причастными Его Божественного естества” (2 Петр. 1, 4).

Начало Евхаристии положил Сам Господь наш Иисус Христос. Об этом знаменательном для Церкви событии рассказывают все четыре евангелиста, особо о нем говорит и святой апостол Павел: “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете” (1Кор. 11, 23-26).

Как свидетельствуют святые евангелисты, прежде совершения таинства святой Евхаристии, или как его еще называют святого причащения, Спаситель повелел приготовить для этого особое “место” и “вещество”, и ученики приготовили Ему “пространную” горницу в Иерусалиме, в которой Господь и проявил свою любовь к человеку. Здесь Он, всемогущий Бог умыл ноги своим ученикам, служил им и “воздал хвалу Богу, преломил хлеб” (Лк. 22, 6-19). Господь Сам совершением Евхаристии указал нам на необходимость особого места и особого вещества для ее совершения, тогда же Господь показал нам и действия самого тайносовершения: молитву, проповедь и пение.

Во времена апостольские Евхаристия уже занимала особое место в жизни Церкви (Деян. 2, 42-46). Уже тогда ее совершение требовало предварительного приготовления к участию в нем. Евхаристия собирала христиан в особые места (1 Кор. 11,34), где они молились (Деян. 2, 42, 46-47), читали Писание и прославляли Бога (Деян. 2,47) воспоминали смерть Христа, произносив по его заповеди святые слова Евхаристии и причащались (1 Кор. 11, 28-32. 1 Кор. 10, 16. 11, 22-28), в радости (Деян. 2, 46).

Безусловно, в древности Евхаристия, по своему совершению и устроению имела несколько иное чем сейчас содержание. Во-первых, Евхаристия первоначально являлась трапезой, иногда продолжавшейся целую ночь, за которой вместе с чтением Писания и псалмов, молитвой, проповедью и преломлением хлеба происходили и беседы о спасении. Например, святой апостол Павел “беседовал довольно, даже до рассвета” (Деян. 20, 9-11). Сам богослужебный чин Евхаристии с определенной последовательностью сформировался вместе с ростом общин и содержал в себе все те же главные моменты Евхаристии Спасителя, о которых мы упоминали ранее: чтение Священного Писания, молитвы, благодарение Отцу и, собственно, преломление хлеба — причащение.

В древней Церкви у каждой общины мог быть свой евхаристический чин, который, впрочем, непременно содержал в себе указанные выше элементы. Сами чины стали именоваться Литургией, с греческого — общественное служение. Каждая такая Литургия обычно надписывалась именем апостола или святителя, с которым была связана история возникновения и развития этой общины или местной Церкви. Такая Литургия совершалась здесь неизменно до известного времени, когда Православная Церковь стала искать определенного единообразия совершения богослужений, хотя это не лишило нас замечательного наследия — прекрасных в разнообразии вида и в единстве духовного опыта чинов.

Предание сохранило нам наименования древних Литургий, таких как иерусалимская, александрийская, медиоланская.[4] Иерусалимская Литургия или Литургия святого апостола Иакова, была матерью и образцом для всех. Ее чин передается в постановлениях апостольских, у Дионисия Ареопагита, Иустина мученика, Кирилла Иерусалимского,[5] эта литургия имеющая происхождение от Самого Христа и связанная со именем святого апостола Иакова, брата Господня, составляет сокровищницу полноты апостольского предания. Эту Литургию совершают на Святой Земле и сегодня.

Уместно вспомнить здесь и Литургию франков, которая была в употреблении в Церквях галльских до 758 года, которая, как ни странно имела больше сходств с восточными чиноположениями, чем с римскими, что свидетельствует об удивительной духовной близости христиан древности, которая позволяла принимать им опыт богообщения людей другой культуры, как собственный.

В IV веке Церковь для ограждения святого Таинства от намеренных искажений еретиков вынуждена была предпочесть согласованность и возможное единообразие чинопоследований Литургий. Святитель Василий Великий, а позже святитель Иоанн Златоуст письменно засвидетельствовали всему православию подлинные и чистые от еретического влияния чины Литургии. По всей видимости, была еще одна причина, по которой святители совершили эту работу. Об этой причине свидетельствует святитель Прокл, патриарх Константинопольский: “Апостолы и после них Учители Церкви совершали Божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев в благочестии в последующие времена, перестали приходить к слушанию Литургии по причине ее продолжительности. Святитель Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил ее, а после него более святитель Златоуст”.[6] Так или иначе, мы знаем, что Литургия, переданная нам святителями, сохраненная и совершаемая все то время, которое отделяет нас от их эпох и повсеместно употребляемая ныне, является той самой Литургией, совершение которой заповедал нам Господь.

Литургия, как приношение, по своему смыслу является “отдачей плоти Иисуса за жизнь мира”,[7] жертвой, в которой Сам Христос является единственным совершителем и, что таинственно и страшно, самой жертвой. Господь Сам совершает Евхаристию посредством священнослужителя, обращающегося к Нему и ко всей Святой Троице в своих молитвах.

Список использованной литературы:

1) Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988.
2) Шмеман А., прот. Евхаристия Таинство Царства. Париж, 1988.
3) Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее таинствах богослужении, обрядах и требах. М., 1994.
4) Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии”. М., 1993.
5) Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Париж, 1996.

[1] Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988.С.337-338.
[2] Шмеман А., прот. Евхаристия Таинство Царства. Париж, 1988. С. 206.
[3] Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии”. М., 1993. С. 45.
[4]Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее таинствах богослужении, обрядах и требах. С. 226.
[5] Там же.
[6] Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии”.С. 86.
[7] Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Париж, 1996. С. 100.

Меню раздела

Популярные новости

14.05.2019
Лариса Анатольевна Гриневич , канд. педагогических наук, доцент Алтайского государственного института культуры, преподаватель воскресной школы Покровского кафедрального Собора, неоднократный победитель Всероссийского конкурса «За нравственный ...
417
20.05.2019
30 июня 2019 года, по благословению Высокопреосвященного Сергия, митрополита Барнаульского и Алтайского, главы Алтайской митрополии, после ранней Литургии от Покровского кафедрального собора отправится в с. Коробейниково к чудотворному ...
375