Рождественские чтения - 2005

В составе делегации духовенства и мирян от Барнаульско-Алтайской епархии на Международных Рождественских образовательных чтениях 2005 года, проходивших в Москве, находился иерей Александро-Невского собора Алексий Корчагин. Он принял участие в работе секций: «Религиозное образование в высшей школе», «Миссия к молодежи: стратегия церкви», «Православие и молодежная субкультура». Остановимся на последней.

Диакон Андрей Кураев, профессор МДАиС, поделился своим опытом миссионерской работы. Он считает необходимым проводить кропотливую проповедь среди лидеров молодежной субкультуры (например, известных рок-музыкантов), неформальных молодежных объединений и сект, которые представляют авторитет для своих последователей. Диакон Андрей Кураев уверен, что это может послужить к обращению многих. Миссионер должен использовать все, по выражению Кураева, что «плохо лежит». По его мнению, проповедь Христа возможна в любой разнонаправленной аудитории, учитывая ее интересы и отталкиваясь от них.

Позицию диакона Андрея Кураева поддержал иерей Олег Стеняев, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова. Приводя притчу об одной заблудшей овце, и сравнивая современную ситуацию, когда заблудилось 99, он показал, что ни в коем случае нельзя останавливать православную миссию. После того, как Сын Божий соделался человеком, взял на себя грехи всего мира, сошел во ад и во аде проповедовал спасение, какие претензии можно предъявлять к священнику, который проповедует Христа в различных собраниях. Опираясь на свой миссионерский опыт, иерей Олег утверждает, что современные секты – это преимущественно молодежные объединения. Работа с руководителями этих объединений, в форме богословского диспута, часто служит обращению их и их паствы. Православное понимание миссии чуждо тоталитаризма в работе с аппонентами. Девизом Православного миссионера должны стать слова аввы Макария: «Худое слово делает добрых людей худыми, равно как и доброе слово делает худых людей добрыми».

Несколько иная точка зрения на проблему у профессора МДА Михаила Михайловича Дунаева. Он не делает разницы в понятиях поп-музыка, рок-музыка и т. Д. Для него все это сродни наркотикам, разрушительно влияет на личность и здоровье человека. В подтверждение этой теории он приводит ссылки на мнения известных работников медицины. Также приводит ответ отца Иоанна (Крестьянкина) к лицу, обратившемуся к нему с просьбой о благословении на рукоположение, что пришедшие к престолу от рок-музыки служить во спасение не могут. Анализируя тексты песен рок-музыки, он указывает на их отрицательное влияние на слушателей. Опускание нравственно-эстетического уровня нашей молодежи – это преступление перед русской национальной культурой.

И совсем противоположные выводы диакону Андрею Кураеву делает протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ, зам. председателя Учебного комитета РПЦ. Он считает, что свое мнение нужно проверять преданиями церковными. В античном обществе огромное значение имели гладиаторские бои и театр, которые никогда не были местом проповеди, кроме тех случаев, когда мученики являли в них свидетельство веры. Общеизвестно мнение св. Иоанна Златоуста по поводу театра, других зрелищ и участия в них. В средние века, когда христианство было господствующей культурой, наряду с ним существовало альтернативная ей субкультура, включающая в себя элементы язычества. Современные ей святители однозначно высказывались в пользу устранения оной и никогда не прибегали к ее элементам в проповеди Христа. И позже была немыслима проповедь в театрах, цирках или званых обедах перед турами вальса. Хотя часто на балы при дворе были приглашаемы и церковные иерархи. Всему есть свое время и место. Есть время и место для проповеди, есть время и место для другого времяпрепровождения.

На примере западной церкви мы видим, что в послевоенный период наблюдается массовый катастрофический отход людей от активного сознательного участия в церковной жизни. Пытаясь удержать верующих в церковной ограде, католики и протестанты пошли на совершенно обновленческие шаги, чему свидетельством Второй Ватиканский Собор, который сказал, что теперь можно все, что было нельзя до того. Можно проводить концерты в храмах, можно петь мессу под гитару, при воцерковлении полинезийцев нужно учитывать народную их культуру, используя за богослужением тамтамы и бубны. Сейчас мы можем сказать, что после того, как эта оптимистическая попытка с помощью опускания церковной жизни до норм тогдашней светской культуры была предпринята, ее цели абсолютно не были достигнуты. Никакого привлечения верующих в ограду церкви она не дала, а люди, прибывавшие там и традиционно настроенные, увидели в этом отступление церкви от истины, что повлекло и их отток.

Ирина Яковлевна Медведева, психолог, публицист, член Союза писателей России, опираясь на свой многолетний опыт психолога, и анализируя современные явления молодежной культуры, моды, влияние на молодежь телевидения и рекламы, указала на то, что молодежи навязывается патологическое, с точки зрения психиатрии, мировоззрение. Часто тем или иным проявлениям соответствует конкретный психический диагноз. Наблюдается сознательное уродование молодого поколения. Фактически навязывается психопатология. Главное для нас сегодня – это хранение психической нормы, противодействие попыткам разрушения и размывания границ этой нормы.

("Алтайская миссия", № 7, 2005 г.)

Популярные новости

17.08.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
11565
11.08.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
9417