Без православия нет культуры

Сегодня в обществе идет  немало споров по поводу введения в школах нового учебного предмета "Основы православной культуры". Нужен ли этот предмет нашим детям? Кто и как должен преподавать его?. Об этом журналист Виктор Зубенко беседует с директором центра культурологического образования Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) Ириной ЖЕРНОСЕНКО, которая занималась разработкой программы подготовки преподавателей нового учебного предмета.

- Ирина Александровна, в последнее время в прессе разгорелись дискуссии по поводу введения в школьный курс предмета "Православная культура". Кто-то подвергает критике вышедший в свет учебник Аллы Бородиной "Основы православной культуры", кто-то считает, что такой предмет не должен преподаваться в школах страны, где живут люди разных конфессий: А что думаете вы по этому поводу?

- Русская культура, русская ментальность основаны на православии, и не столько в плане церковного культа, сколько в широком культурологическом контексте? Ведь без знания основ православной культуры невозможно в полной мере освоить ценности русской культуры. Министерство образования разослало письма по всем региональным органам управления образования с рекомендацией введения "Основ православной культуры". К нему прилагалась очень подробная программа, основные положения которой очень грамотно сформулированы и основаны на культурологических аспектах. На основании этих документов мы разработали программу курсов для педагогов, которые смогли бы преподавать новый предмет.

- Вы считаете, что введение этого предмета в школьные программы необходимо?

- А как же!.. Ведь без знания православной культуры невозможно говорить о знании русской классики "золотого" и "серебряного" веков, без его ценностных основ невозможно постичь глубину произведений Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского: Те же "Анна Каренина" или "Преступление и наказание", которые мы когда-то "проходили" в школе, подавались с позиции рационализма. Не было понимания их глубинных основ - философских, символических, которыми наполнена практически вся русская культура. Что такое музыка без знаменного распева?.. Что такое русская архитектура без храмового строительства?.. Что такое православный храм, чем он отличается от католического?.. Сама основа ментальности русского человека, который всегда ищет смысл жизни, идет из православия. И если мы хотим осознать основы своей культуры, осознать ее место в мировой культуре, то без этих знаний нам не обойтись. Сегодня мы уподобляемся Иванам, не помнящим родства. Поэтому "Православную культуру" необходимо вводить в школьную программу, но именно как культурологический предмет. Зная тонкости православия, мы уже можем сравнивать его с другими религиями, причем не на уровне "что лучше - что хуже", а на уровне "чем отличается и почему". Кстати, почти все европейские школы в обязательном порядке содержат в программах элементы своей религиозной культуры. А взять Японию или Китай - там все этим пронизано, религия и философия у них неотделимы друг от друга. "Золотой" век русской философии тоже был построен на православных основах. Русский религиозный ренессанс - это такой прорыв!.. Это действительно богатейший психологический и эмоциональный опыт для человека, но им нужно уметь пользоваться. Кто-то принимает его как догму, кто-то - как толчок для размышления, философского осознания себя. Наша задача - дать этот предмет не как погружение в религиозную обрядность, а как один из путей самостановления. А уж потом каждый волен выбирать, принимать его или не принимать. Кроме того, без ценностных основ православия сегодня невозможно решить и многие проблемы кризиса культуры, кризиса сознания и кризиса ценностей.Основные положения программы предмета "Православная культура" соответствуют требованиям Министерства образования, закону об образовании в России: Предмет "Православная культура" несет в себе характер именно светского образования: это культурологическое содержание знаний и право свободного выбора курса учащимися и их родителями. Более того, делается акцент на то, что изучение предмета не сопровождается совершением религиозных обрядов и не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации.В январе из комитета по образованию края в АКИПКРО поступило письмо министра, касающееся введения предмета "Православная культура". Мы подготовили ответ, в котором обосновали все культурологические особенности этого предмета, предложили форму проведения курсов повышения квалификации учителей, которые возьмутся его вести. Кстати, очень важно, что в приложении к письму министра делается акцент на то, что "ведение данного предмета непрофессионалами нецелесообразно". То есть учителю необходимо пройти определенный курс повышения квалификации в плане вырабатывания идеологической позиции, толерантности, когда учитель может преподавать основы православной культуры с позиций сегодняшних научной и культурологической точек зрения. В соответствии с этими требованиями совместно с Барнаульской епархией мы разработали учебный курс, который рассчитан на три сессии. Половину учебных часов курса будут вести священнослужители, половину специалисты АКИПКРО.В апреле мы провели первую сессию. Были приятно удивлены тем, насколько профессионально были построены лекции представителей Церкви, как интересно рассказывали они о православной культуре. Когда владыка Максим давал лекцию о православной музыке, о знаменном распеве, я, музыкант по образованию, узнала столько нового для себя!.. Человек, который живет в этом, знает все тонкости, которые в светской образовательной системе никогда не давались. Очень интересными были лекции об истории православной миссии на Алтае. Никто не расскажет об этом лучше священника:Когда мы объявили о курсах повышения квалификации для учителей, которые собираются с сентября вводить в своих школах "Основы православной культуры", мы не ожидали, что будет такой активный отклик: к нам приехало больше сорока учителей. Первая сессия позади, во время осенних каникул будет проведена вторая, а зимой - третья. Все это даст преподавателям направление на год работы.

- На курсы приглашаются только учителя из школ?

- Да, сейчас это главное требование, потому что брать человека без педагогического образования, который не всегда различает понятия религиозной и светской культуры, нежелательно. И не каждый учитель подходит для этого - необходимо уметь анализировать ситуацию в художественном произведении, трактовать ее не только с богословской позиции. В конце апреля в институте прошла конференция по "Основам православной культуры". На ней выступали и священники, которые принимали участие в наших курсах, и наши сотрудники. Каждый высказал свои мысли по поводу этого предмета: Это была рабочая конференция, а не пение дифирамбов друг другу. Надеюсь, нам удастся реализовать тот культурологический контекст предмета, который не будет противостоять светской школе и нарушать конституционные права учащихся и их родителей...

- Ирина Александровна, а захотят ли сами дети изучать православную культуру?

- Вы знаете, все зависит от учителя, от того, насколько он мудро и правильно ведет себя. Если учитель интересно дает предмет, если он не давит на детей, они будут изучать его с удовольствием. Олимпиады по мировой художественной культуре, которые проводились в крае, показали, что основы русской православной культуры нашим детям интересны, они охотно занимаются исследованиями в этой области...

Алтайская миссия», №8, 2003 г.)


См. также: «Сделан первый шаг»
В Алтайском крае вручены удостоверения государственного образца преподавателям основ православной культуры.  («Алтайская миссия», №3, 2004 г.)

Меню раздела

Популярные новости

11.12.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
11009
06.12.2017
В день памяти святого благоверного князя Александра Невского, 6 декабря, престольный праздник отметили в Александро-Невском храмовом комплексе Барнаула. Божественную литургию в Богоявленской церкви на территории храмового комплекса возглавил ...
393