Лик Спасителя и лик Его Матери

По свидетельству современников, Иисус и Его Божественная Матерь внешне были похожи друг на друга. Подлинный образ Иисуса Христа можно представить себе на основе изучения свидетельств современников, древнейших изображений, сделанных очевидцами, а также Туринской Плащаницы.

Вот свидетельство Публия Леонтулла, предшественника Пилата в управлении Иудеей:

«В настоящее время явился у нас в Иудее и еще жив Человек весьма добродетельный, именуемый Иисусом Христом. Народ почитает Его великим Пророком, а ученики признают Его Сыном Божиим. Он воскрешает усопших и исцеляет всякого рода недуги единым словом. Этот Человек имеет высокий и стройный стан; вид Его исполнен величия и производит сильное впечатление на всех, так что взирающие на Него не могут не чувствовать к Нему любви и, вместе с тем, не ощущать некоторого страха.

Волосы его – цвета зрелого ореха, до ушей гладки и без блеска, а от ушей до плеч и ниже кудрявы, блестящи. Посередине головы прямым пробором разделены на обе стороны по обычаю назарян. Чело гладкое и чистое, на всем лице никакого пятна, и оно озарено легким румянцем; нос и уста правильны, бороду имеет того же цвета, как и волосы, густую, но не длинную и раздвоенную на конце. Взгляд Его тих, величествен и приятен, глаза цвета небесного, проникающие в душу, блестящие.

Он весьма ласков и обходителен, когда учит и увещевает; строг и страшен, когда обличает. Черты лица Его соединяют удивительную привлекательность с величием. Никто не видел Его смеющимся, но часто видят плачущим… Ростом Он высок (по данным Туринской Плащаницы, рост Христа – 1 метр 78 см), руки прямые, и Он часто воздевает их, плечи стройные. Говорит немного, с достоинством, и каждое слово Его взвешено. Поистине Человек этот прекраснейший из людей, и в Нем видна правдивость, чуждая лести».

Никифор Каллист (первая половина XIV века) пишет на основе дошедших до него преданий:

«Лицо Его отличалось красотою и выразительностью… Волосы Его походили на русые, они были не слишком густы, но несколько курчавы на оконечностях. Брови у Него были черные, но не совсем круглые. Глаза светлые, исполненные необычайной жизни и невыразимой красоты. Нос прямой, правильный, борода русая и довольно короткая, но волосы на голове Он носил длинные. Иисус Христос никогда не стригся, ничья рука не касалась головы Его, кроме руки Матери Его, и то, когда Он был еще Младенцем.

Он немного наклонял голову и от того казался немного ниже. Цвет лица Его был почти пшеничный, когда пшеница начинает созревать. Лицо Его было ни кругло, ни продолговато.

Он много походил на Свою Матерь».

У Пресвятой Девы были светлые волосы, ясные глаза под черными бровями. Форма лица не круглая и не острая, а продолговатая. Пальцы Ее рук были длинны. Она много работала, любимым занятием Ее было чтение. Она часто посещала места, освященные Кровию Ее Сына. Одежда была чрезвычайно простая, чтобы не сказать бедная. Всякое слово Ее дышало благодатью. Когда Она беседовала с людьми, казалось, что Она беседует с Богом.

Святой Амвросий так описывал Богородицу: «Она постоянно в чтении святого Писания и неутомима в трудах, никого Она не обидела, желая всем добра, никем, хотя бы убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь, но все, что видела, покрывала Своей Любовью. Из уст Ее никогда не исходило слова, не приносившего благодати; во всех делах Своих Она являла образ высочайшего девства».

Описание Ее святости встречаем также у Епифания и Никифора: «Матерь Божия говорила очень мало и только о необходимом и добром; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь… В Ней не было никакой гордости, во всем – проста, без малейшего притворства…»

В послании святого Игнатия Богоносца читаем: «Матерь Божия радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищите и недостатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но еще благодетельствует им при радостных событиях. Она кротка. Она милосердна к бедным, оказывая им помощь сколько может. Враждующим на нашу веру Она противостоит с твердостью. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи смеются над Ней! Нам говорили, что в Матери Иисусовой естество человеческое кажется, по причине Ее святости, соединенным с естеством ангельским.

 Иконы, написанные апостолом Лукой.

 Апостол Лука, искусный врач и художник, учёнейший гражданин Антиохи, и чтобы удовлетворить желание первых христиан, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Самой Владычице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет». Одна из этих трех, удостоившихся благословения Самой Владычицы икон, на которой изображена Богородица Одна, без Единородного Сына Своего, именуется Милостивою, как умоляющая Сына Своего о помиловании нас, грешных; другая икона, на которой изображена Пресвятая Дева держащею Единородного Сына Своего с левой строны, называется Одигитрия, то есть Путеводительница наша к Царству Небесному; третья, на которой Пресвятая Дева держит Младенца с правой стороны, именуется также Милостивая, Но, для различия от первой иконы, называется Милостивая Киккская, от горы Киккос, на северо-западной стороне острова Кипр. Одна из этих благословенных икон («Владимирская») находится теперь в России.

 «Свет Православия», № 9-10, Казахстан 

Меню раздела

Популярные новости

15.09.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
9867
13.09.2017
Молебен с чтением акафиста совершит 17 сентября протоиерей Михаил Бень у Крестовоздвиженского храма Барнаула.  На молебен приглашаются все неравнодушные к своей культуре и православной вере. Начало: 16.00 Первый такой молебен был ...
767