Экономика и православие

Для нас стали уже привычными словосочетания «православный педагог», «православный врач» или «православный журналист». А таких определений как «православный экономист», «православный менеджер» или «православный специалист по рекламе» лично я пока не слышала ни разу.

Значит ли это, что так называемые «престижные» профессии чужды духу православного христианина и ему не стоит заниматься ничем подобным? Но ведь честные, порядочные, трудолюбивые работники необходимы в любой сфере деятельности.

Часто приходится слышать о том, что экономика - неподходящее занятие для православного человека, так как она оперирует исключительно деньгами и материальными благами, уделяя особое внимание их накоплению и приумножению, что якобы несовместимо с заповедями о нестяжательстве и непопечении о земном и тленном. Да, конечно, мы должны стремиться каждый свой день, каждое дело измерять вечностью. Но при этом мы не можем игнорировать законов существования среды, в которой живем.

Экономическое благосостояние государства означает не только сверхприбыли олигархов и процветание частного бизнеса. Это еще и возможность обеспечить полноценное образование молодежи (в том числе и духовное просвещение), достойные условия жизни старикам, поддержку молодым семьям и, соответственно, пропаганду рождаемости вместо «планирования семьи»; возможность строить больницы, школы, библиотеки, церкви, реставрировать и сохранять должным образом культурное достояние страны. Даже в рамках отдельного прихода без знания экономики не обойтись - важно правильно распределить имеющиеся средства между текущими нуждами, будь то строительство библиотеки или открытие воскресной школы.

Как учат святые отцы, деньги и власть нечисты не сами по себе, а лишь как объект страсти, которую человек начинает к ним испытывать. Используемые же разумно, они не только не препятствуют спасению, но могут даже поспособствовать ему через добрые дела, сделанные с их помощью. Например, святой Савва Сербский столь щедро жертвовал на монастыри, что был записан первым или вторым благотворителем во всех сербских и афонских обителях. А во время правления святого царя-мученика Николая II Россия по основным экономическим показателям обошла все передовые европейские державы...

В последнее время актуальным является вопрос о выборе истинно русского экономического строя, так как становится понятно, что ни капитализм с его жесткой конкуренцией и принципом «каждый сам за себя», ни социализм с его уравниловкой неприменимы в полной мере к российским условиям и не согласуются с русским образом мышления и действий. Большинство ученых считают наиболее приемлемой для России шведскую экономическую модель, где свобода предпринимательства сочетается с широким спектром социальных приоритетов, которые реализуются через соответствующие распределения налоговых доходов государства. Подобные же мнения высказывались на всемирном Православном Соборе, который недавно проходил в Москве. Обсуждение духовных, нравственных аспектов экономики, да еще в свете православия - явление уникальное. Я очень рада, что подобные мероприятия у нас становятся возможными. Хочется надеяться, что они будут регулярными и принесут ощутимые плоды.

Валентина Симанова, экономист коммерческой фирмы

Меню раздела

Популярные новости

17.08.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
11595
11.08.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
9428