ОПИСАНИЕ ЗАЛОВ МУЗЕЯ

Первый зал

В Епархиальном музее первый из четырех экспозиционных залов посвящен духовной жизни столицы Алтайского края – городу Барнаулу.

52,93 Kb [500X375]Знакомство с историей города начинается с сер. XYIII в., когда первые жители Барнаульского поселка и крестьяне окрестных деревень были прихожанами единственной в округе Церкви свв. первоверховных Петра и Павла, находящейся в Белоярской крепости. В июле 1747 г. в канцелярию Колывано-Воскресенского горного завода, в ответ на прошение, пришло благословение митрополита Тобольского и Сибирского Антония на сооружение новой Церкви. Закладка храма совпала с началом плавки серебра на сереброплавильном Барнаульском заводе, на деньги которого (в основном) в 1750г. была построена первая деревянная Церковь г. Барнаула – Петропавловская.

45,91 Kb [500X375]Из записок немецкого зоолога - путешественника Брэма Альфреда Эдмунда, посетившего Барнаул в 1876г. можно узнать, что уже через сто небольшим лет « … этот уездный город не уступает многим губернским городам не только Сибири, но и Европейской России». В городе с населением 12036 жителей имелось несколько школ, духовное училище, горное училище и музей, действовало шесть Православных Храмов и лютеранская Церковь.

Традиция гражданской жизни г. Барнаула и Алтайского края, как и всей России в целом, была неразрывно связана с православием и Русской Православной Церковью. К 1917 г. в городе Барнауле действовало 17 православных храмов и 2 часовни.

Сохранившиеся планы г. Барнаула показывают, как разумно и красиво ставили большие и малые Церкви на площадях, как зеленел город скверами и садами, всегда окружавшими храмы.

Второй зал

Зал №2Православие на Алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря Духовной Миссии. Великие подвижники - Святитель Макарий (Невский) и Преподобный Макарий (Глухарев) несли Свет Христов на Алтай. Алтайская Духовная Миссия вскормила и воспитала плеяду выдающихся деятелей: миссионеров, учителей, писателей, фольклористов – выходцев из глубины алтайского народа. Миссионерская школа с первых дней своего служения Алтаю была носительницей и насадительницей культуры на Алтае.

Сибирь, начиная с XYII в. стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Её огромная территория осваивалась переселенцами, которые шли вслед за казачьими отрядами. Алтайская Духовная Миссия, основанная архимандритом Макарием (Глухаревым) в 1830 г. была первой правильно организованной в Западной Сибири и к 60-м годам XIX в. являла собой пример для подражания.

К 1917 году Миссия имела 31 отделение. В 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тыс. крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось около 3300 детей – русских и алтайцев.

Третий зал

Зал №3Зал №3Основную коллекцию музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, середины Х1Х – начала ХХ века, переданные из Покровского Собора по благословению Преосвященнейшего Владыки Максима. Среди них: богослужебные книги, вышедшие из употребления, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь. Есть и очень ценные - так, Святая Плащаница (Господская) к.Х1Х – н.ХХв., к которой в течение многих десятилетий прикладывались, в своих чаяниях, боголюбивые прихожане Покровского храма сейчас заняла свое место в Музее истории Православия на Алтае. Нисколько не оскорбляя чувства верующих, мы гармонично разместили Святыню в экспозиции, посвященной истории Покровского Собора, где она наполнила зал трепетным, молитвенным благоговением.

Четвертый зал

Революционными бурями н. XX в. жизнь православных приходов и деятельность Алтайской Духовной Миссии были разрушены. Большинство школ и библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все миссионерские станы, монастыри, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены.

32,25 Kb [375X500]Политические репрессии, прокатившиеся по всей стране, не обошли Алтай. Общее количество репрессированных достигло 60 тыс. человек. По данному печальному показателю Алтайский край вошел в первую тройку среди регионов России. Церковь и её служители были прямыми объектами репрессий, пик которых пришелся на 1937 год.

В годы воинствующего атеизма на Алтае воссияло множество мучеников за веру Христову. Так, например, из 263 репрессированных в 1937 г. 170 человек составляли священнослужители. За годы репрессий было закрыто 347 храмов. До 1936г. на территории Горного Алтая не осталось ни одного храма, число коих составляло 35 церквей.

К 1945 году в Алтайском крае было открыто всего три храма: в Барнауле - Покровский, в Бийске – Успенский, в Рубцовске – Михаило-Архангельский.

Десятилетия жестокой борьбы со всем не только церковным, религиозным, но и истинно народным принесли свои горькие плоды – русский веками богобоязненный народ разучился молиться. Мы не знаем православного этикета, православных праздников, своих традиций, но самое печальное - не знаем, а иногда и не хотим знать подлинной истории своей Родины.

31 Kb [500X375]Чтобы представить насколько страшным было то время, достаточно всмотреться в безысходный взгляд осужденных, глаза которых смотрят с фотографий музейных стендов, выполненных по материалам книги В. Гришаева «Невинноубиенные». А расположенные рядом, оскверненные и обезображенные богоборцами иконы со светлыми ликами Богомладенца и Приснодевы, приводят посетителей в шок. Ящик, сбитый из этих многострадальных икон во времена репрессий, стоит в музее, как память об истерзанных и измученных воинах Христовых, вызывая слезы сострадания и стыда за поруганную, некогда великую, Россию – Матушку.

Только теперь многие осознали, что брань велась на духовном уровне и не на жизнь, а на смерть. И именно по молитвам новомучеников и исповедников российских, пострадавших за имя Христово и веру святую, Церковь выстояла в годины лихолетия, спасая тысячи и тысячи христианских душ. Хочется отметить, что святыни и фотографии, представленные в зале новомучеников алтайских ни одного посетителя не оставляют равнодушными.

 

Популярные новости

14.11.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
10797
24.11.2017
Скоро начнется Рождественский пост. Намерение освящает дело. Что пользы в перемене стола с мясного на постный, или в прочих вещах, если Христос – не в центре намерений? Вот Павел апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что ...
3998