Музей истории Православия на Алтае находится на территории епархиального управления. 26 февраля 2004 года произошло официальное открытие этого музея. Экспонаты, выставленные здесь, знакомят посетителей с духовной жизнью Барнаула (с середины XVIII века) и Алтая с периода воцерковления - начала просветительской деятельности Алтайской духовной миссии (1830 г.) и до наших дней.

3D-тур по музею

Темы экскурсий:

1. Духовная жизнь г. Барнаула (середина XVIII-начало XX в.)

2. Алтайская Духовная Миссия (середина XIX – начало XX в.) 3. Зал новомученников Алтайских (нач.XX в. – сер.XX в.)

4. Приходы и Святыни Барнаульской епархии.

Для более емкой передачи экскурсионного материала используются фрагменты видеофильмов по темам экскурсий.

Режим работы: вс. пн. - выходной, вт. 10:00-17:00, ср., чт., пт., сб. 10:00-16:00, обед - 13:00-14:00.

Наш адрес: 656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66

Телефон: 8 (3852) 68-03-81.

E-mail: muzalt@ya.ru

Заведующая музеем Наталья Железникова

Одной из предпосылок создания музея истории Православия на Алтае послужило то, что 2004 и 2005 годы обильно отмечены юбилейными датами в жизни Барнаула и Алтайского края. Главные из них: 175-летие со дня крещения первого коренного жителя Горного Алтая - семнадцатилетнего Элески; этот день считается началом деятельности Алтайской духовной миссии; 10-летие воссоздания Барнаульско-Алтайской епархии и 100-летие Барнаульского кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери, долгое время служившего единственным в городе “кораблем спасения” верующих.

За десятилетия жестокой борьбы с Церковью русский - веками богобоязненный народ разучился молиться. Мы не знаем православного этикета, своих традиций, но самое печальное - не знаем, а иногда не хотим знать подлинной истории своей Родины.

Чтобы представить, насколько страшным было безбожное время, достаточно всмотреться в безысходный взгляд осужденных, глаза которых смотрят с фотографий стендов. А расположенные рядом оскверненные и обезображенные богоборцами иконы со светлыми ликами Богомладенца и Приснодевы, приводят посетителей в шок. Ящик, сколоченный из этих многострадальных икон во времена репрессий и служивший в сельсоветах для хранения архива. Теперь он стоит в нашем музее, как память об истерзанных и измученных воинах Христовых, вызывая слезы сострадания и стыда.

Основу музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, переданные из Покровского собора Барнаула по благословению Владыки Максима (являлся руководителем епархии с 2002 по 2013 год). Среди них книги, много лет помогавшие священникам служить Богу и ставшие бесценными памятниками истории Православия на Алтае, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь. Есть Святая Плащаница XIX века (Господская), к которой в течение многих десятилетий прикладывались, в своих чаяниях, верующие прихожане Покровского храма, сейчас она заняла свое место в нашем музее.

Музей истории Православия на Алтае можно назвать “первой ласточкой” в Сибири, так как среди соседних сибирских городов действующего музея такого профиля нет, а по ценности и значимости некоторые экспонаты являются уникальными.

Идея создания музея высказывалась еще при покойном владыке Антонии архивариусом епархии Т.В. Скворцовой... В прошлом году, в связи с юбилеем нашей епархии, как уже упоминалось, владыка Максим принял самое активное участие и в организации музея, и в сборе экспонатов.

Большой объем изыскательской работы ведется преподавателями БДС - иереями Георгием Крейдуном и Константином Метельницким, чьи научные материалы легли в основу экспозиции. Методическую и консультативную помощь музею оказывают: зав. Кафедрой музееведения и культурного наследия, доктор исторических наук, член Международного совета музеев (ЮНЕСКО) - проректор по научной работе АГИИК О.Н. Труевцева и архивариус-краевед Т.В. Скворцова.

Ориентирован музей на деятельность воспитанников Барнаульской духовной семинарии, которые, изучая историю духовной жизни родного края, города, будут знакомить с нею других посетителей. Проводя экскурсии и лекции в стенах музея, воспитанники будут закреплять полученные знания в училище.

К открытию музея была приурочена в Барнауле Международная научно-практическая конференция, прошедшая в Алтайском институте искусства и культуры, а также в стенах Семинарии, посвященная изучению процессов сохранения и воспроизводства нематериального духовного наследия православной культуры, совершенствованию процесса образования и воспитания подрастающего поколения музейными средствами.

Описание залов музея  

Первый зал

В Епархиальном музее первый из четырех экспозиционных залов посвящен духовной жизни столицы Алтайского края – городу Барнаулу.

Знакомство с историей города начинается с сер. XYIII в., когда первые жители Барнаульского поселка и крестьяне окрестных деревень были прихожанами единственной в округе Церкви свв. первоверховных Петра и Павла, находящейся в Белоярской крепости. В июле 1747 г. в канцелярию Колывано-Воскресенского горного завода, в ответ на прошение, пришло благословение митрополита Тобольского и Сибирского Антония на сооружение новой Церкви. Закладка храма совпала с началом плавки серебра на сереброплавильном Барнаульском заводе, на деньги которого (в основном) в 1750г. была построена первая деревянная Церковь г. Барнаула – Петропавловская.

Из записок немецкого зоолога - путешественника Брэма Альфреда Эдмунда, посетившего Барнаул в 1876г. можно узнать, что уже через сто небольшим лет « … этот уездный город не уступает многим губернским городам не только Сибири, но и Европейской России». В городе с населением 12036 жителей имелось несколько школ, духовное училище, горное училище и музей, действовало шесть Православных Храмов и лютеранская Церковь.

Традиция гражданской жизни г. Барнаула и Алтайского края, как и всей России в целом, была неразрывно связана с православием и Русской Православной Церковью. К 1917 г. в городе Барнауле действовало 17 православных храмов и 2 часовни.

Сохранившиеся планы г. Барнаула показывают, как разумно и красиво ставили большие и малые Церкви на площадях, как зеленел город скверами и садами, всегда окружавшими храмы.

Второй зал

Православие на Алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря Духовной Миссии. Великие подвижники - Святитель Макарий (Невский) и Преподобный Макарий (Глухарев) несли Свет Христов на Алтай. Алтайская Духовная Миссия вскормила и воспитала плеяду выдающихся деятелей: миссионеров, учителей, писателей, фольклористов – выходцев из глубины алтайского народа. Миссионерская школа с первых дней своего служения Алтаю была носительницей и насадительницей культуры на Алтае.

Сибирь, начиная с XYII в. стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Её огромная территория осваивалась переселенцами, которые шли вслед за казачьими отрядами. Алтайская Духовная Миссия, основанная архимандритом Макарием (Глухаревым) в 1830 г. была первой правильно организованной в Западной Сибири и к 60-м годам XIX в. являла собой пример для подражания.

К 1917 году Миссия имела 31 отделение. В 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тыс. крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось около 3300 детей – русских и алтайцев.

Третий зал

Основную коллекцию музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, середины Х1Х – начала ХХ века, переданные из Покровского Собора по благословению Преосвященнейшего Владыки Максима. Среди них: богослужебные книги, вышедшие из употребления, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь.

Есть и очень ценные - так, Святая Плащаница (Господская) к.Х1Х – н.ХХв., к которой в течение многих десятилетий прикладывались, в своих чаяниях, боголюбивые прихожане Покровского храма сейчас заняла свое место в Музее истории Православия на Алтае. Нисколько не оскорбляя чувства верующих, мы гармонично разместили Святыню в экспозиции, посвященной истории Покровского Собора, где она наполнила зал трепетным, молитвенным благоговением.

Четвертый зал

Революционными бурями н. XX в. жизнь православных приходов и деятельность Алтайской Духовной Миссии были разрушены. Большинство школ и библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все миссионерские станы, монастыри, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены.

Политические репрессии, прокатившиеся по всей стране, не обошли Алтай. Общее количество репрессированных достигло 60 тыс. человек. По данному печальному показателю Алтайский край вошел в первую тройку среди регионов России. Церковь и её служители были прямыми объектами репрессий, пик которых пришелся на 1937 год.

В годы воинствующего атеизма на Алтае воссияло множество мучеников за веру Христову. Так, например, из 263 репрессированных в 1937 г. 170 человек составляли священнослужители. За годы репрессий было закрыто 347 храмов. До 1936г. на территории Горного Алтая не осталось ни одного храма, число коих составляло 35 церквей.

К 1945 году в Алтайском крае было открыто всего три храма: в Барнауле - Покровский, в Бийске – Успенский, в Рубцовске – Михаило-Архангельский.

Десятилетия жестокой борьбы со всем не только церковным, религиозным, но и истинно народным принесли свои горькие плоды – русский веками богобоязненный народ разучился молиться. Мы не знаем православного этикета, православных праздников, своих традиций, но самое печальное - не знаем, а иногда и не хотим знать подлинной истории своей Родины.

Чтобы представить насколько страшным было то время, достаточно всмотреться в безысходный взгляд осужденных, глаза которых смотрят с фотографий музейных стендов, выполненных по материалам книги В. Гришаева «Невинноубиенные». А расположенные рядом, оскверненные и обезображенные богоборцами иконы со светлыми ликами Богомладенца и Приснодевы, приводят посетителей в шок. Ящик, сбитый из этих многострадальных икон во времена репрессий, стоит в музее, как память об истерзанных и измученных воинах Христовых, вызывая слезы сострадания и стыда за поруганную, некогда великую, Россию – Матушку.

Только теперь многие осознали, что брань велась на духовном уровне и не на жизнь, а на смерть. И именно по молитвам новомучеников и исповедников российских, пострадавших за имя Христово и веру святую, Церковь выстояла в годины лихолетия, спасая тысячи и тысячи христианских душ. Хочется отметить, что святыни и фотографии, представленные в зале новомучеников алтайских ни одного посетителя не оставляют равнодушными.

Темы экскурсий:

1. Духовная жизнь г. Барнаула (середина XVIII-начало XX в.)

2. Алтайская Духовная Миссия (середина XIX – начало XX в.) 3. Зал новомученников Алтайских (нач.XX в. – сер.XX в.)

4. Приходы и Святыни Барнаульской епархии.

Для более емкой передачи экскурсионного материала используются фрагменты видеофильмов по темам экскурсий.

Режим работы: вс. пн. - выходной, вт. 10:00-17:00, ср., чт., пт., сб. 10:00-16:00, обед - 13:00-14:00.

Наш адрес: 656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66

Телефон: 8 (3852) 68-03-81.

E-mail: muzalt@ya.ru

Заведующая музеем Наталья Железникова

Фотографии в альбоме «Музей истории Православия на Алтае.26.09.14», автор alt.eparhia-press на Яндекс.Фотках















































Музей истории Православия на Алтае 0

Положение о выставке «Мы славим праздник Рождества Христова»

07.11.2011

385,26 Kb [1200X797]Положение о VII региональной выставке детского художественного творчества «Мы славим праздник Рождества Христова», посвященной великому празднику Рождества Христова. Она пройдет в выставочном зале галлереи «UNIVERSUM» АлтГУ в период с 5 по 13 января 2012 года

VII краевая выставка детского художественного творчества проводится Барнаульской епархией совместно с АлтГУ, МОУ ДОД «Детская школа искусств «Традиция» на базе музея «Истории Православия на Алтае».

Цели выставки:

- формирование у подрастающего поколения интереса к истокам традиционной православной культуры;

- выявление творческого потенциала воспитанников воскресных школ, центров традиционной культуры, различных творческих объединений образовательных учреждений Алтайского края в области декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства;

- активизация деятельности воскресных школ, центров традиционной культуры и различных творческих объединений образовательных учреждений по включению в образовательную практику различных видов декоративно-прикладного творчества, народных ремесел и изобразительного искусства.

Задачи выставки:

- приобщение к истории православной культуры посредством изучения традиционных промыслов и ремесел;

- формирование умений и навыков декоративно-прикладной деятельности и изобразительного искусства;

- раскрытие творческого потенциала семьи или детского коллектива через совместную деятельность участников, детей и родителей.

Условия:

1. Участниками выставки могут быть воспитанники воскресных школ, центров традиционной культуры, различных творческих объединений образовательных учреждений, Духовной Семинарии, родители, педагоги, семьи прихожан храмов.

2. На выставке могут быть представлены изделия декоративно- прикладного творчества и изобразительного искусства как коллективные, так и индивидуальные, выполненные на занятиях в творческих объединениях, самостоятельно, либо совместно с родителями.

3. Направленность представленных работ обусловлена тематикой посвященной великому празднику Рождества Христова.

4. Особо будут отмечены семейные работы, выполненные представителями разных поколений.

5. В изготовлении экспонатов допускается использование любых материалов и различных технологий декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

6. Количество работ декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства от одного автора — 1 шт., от благочинья — не более 12.

К каждой детской работе прилагается визитка 5 х 10 см.

- название работы;

- техника выполнения;

- Ф.И.О. автора, возраст;

- Ф.И.О. руководителя или педагога;

- название учреждения или объединения.

К каждой работе взрослого участника прилагается визитка 5x10 см.

- название работы;

- техника выполнения;

- Ф.И.О. педагога, специализация;

- название учреждения или объединения;

Организация и проведение.

1. Конкурс проводится в два этапа.

Первый этап проходит на уровне благочиний, (кроме г. Барнаула) до 10 декабря 2011 года. Ответственными за организацию и проведение мероприятия в благочиньях являются отделы катехизации и образования. Детские творческие объединения и воскресные школы г. Барнаула определяют победителей первого этапа самостоятельно.

2. Второй этап конкурса проходит в Барнауле на базе музея «Истории Православия на Алтае».

Работы предоставляются в период с 13-18 декабря 2011 года с 10.00 до 17.00 в оргкомитет выставки, по адресу пер. Ядринцева, 66 (музей «Истории Православия на Алтае»).

3. К представленным на выставку работам прилагается отпечатанный список экспонатов в двух экземплярах за подписью руководителя.

4. По окончании выставки все экспонаты возвращаются владельцам.

5. Работы, по окончании выставки, следует забрать в период с 20 по 26 января 2012 года, по адресу пер. Ядринцева, 66 (музей «Истории Православия на Алтае»).

Критерии оценки и подведение итогов.

1. Оценка работ проводится по критериям:

— тематическая направленность работ;

— оригинальность замысла, художественное решение композиций декоративно-прикладного творчества;

— мастерство и качество исполнения экспонатов;

— эстетика оформления.

2. Работы, представленные на выставку, будут рассмотрены с учетом возраста детей в номинациях:

- «Декоративно-прикладное творчество»;

- «Изобразительное искусство»;

- « Подарок к Рождеству», специальная номинация (техническое творчество);

— «Традиционное народное декоративно-прикладное творчество и ремесла»;

- по благословлению Епископа Максима, вводится номинация для педагогов, возраст не ограничен.

3. Конкурс проводится по возрастным категориям:

- младший дошкольный возраст 3 — 4 года;

- старший дошкольный возраст 5-7 лет;

- младший школьный возраст 8-10 лет;

- средний школьный возраст 11-13 лет;

- старший школьный возраст 14-17 лет.

4. В процессе оценки работы рассматриваются с учетом двух сфер деятельности:

— профессиональное творчество;

— любительское творчество.

Состав жюри

В состав жюри входят Преосвященнейший Владыка Максим епископ Барнаульский и Алтайский, представители МОУ ДОД ДШИ «Традиция», музея «Истории Православия на Алтае», факультета искусств АлтГУ, представители учреждений культуры и образования г. Барнаула.

Награждение

состоится 5 января 2012 года в Арт-галерее АлтГУ «Универсум». Лучшие работы будут отмечены дипломами I, II, III степеней, грамотами и благодарственными письмами, памятными призами и, по желанию авторов, занесены в фонд музея.

Оргкомитет:

1. Степанская Тамара Михайловна — куратор галереи, доктор искусствоведения, профессор АлтГУ.

2. Железникова Наталья Петровна — заведующая музеем «Истории Православия на Алтае».

3. Недодарова Ольга Евгеньевна — зам. директора по УВР МОУ ДОД ДШИ «Традиция».

Контактные телефоны: 68-03-81- Барнаульская Епархия;

31-79-31 — ДШИ «Традиция».

Выставка состоится в выставочном зале галлереи«UNIVERSUM» АлтГУ в период с 5 по 13 января 2012 года.

Приложение №1

В оргкомитет Региональной выставки —

конкурса детского художественного творчества

«Мы славим праздник Рождества Христова»

Анкета — заявка участника выставки — конкурса

____________________________________________________________________________ наименование работы,

___________________________________________________________________ номинация, техника выполнения

_________________________________________________ фамилия, имя, отчество автора, возрастная категория

_______________________________________________________________________________________________

полное название творческое объединения

сфера творческой деятельности: любительская, профессиональная (нужное — подчеркнуть)

_______________________________________________________________________________________________

фамилия , имя, отчество руководителя, должность (полностью и разборчиво)

________________________________________________________________________________________________

полное и сокращённое название учреждения или организации (разборчиво), при котором действует объединение или мастер

__________________________________________________________ населённый пункт (город, район, село или др.)

__________________________________________________________________________________________________

контактный телефон, факс, адрес электронной почты (при наличии)

М.П.                                                               подпись                                                                                 Благочинный

Ф.И.О. руководителя направляющей

организации (для светских учреждений)





Популярные новости

11.12.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
11044
06.12.2017
В день памяти святого благоверного князя Александра Невского, 6 декабря, престольный праздник отметили в Александро-Невском храмовом комплексе Барнаула. Божественную литургию в Богоявленской церкви на территории храмового комплекса возглавил ...
438