Музей истории Православия на Алтае находится на территории епархиального управления. 26 февраля 2004 года произошло официальное открытие этого музея. Экспонаты, выставленные здесь, знакомят посетителей с духовной жизнью Барнаула (с середины XVIII века) и Алтая с периода воцерковления - начала просветительской деятельности Алтайской духовной миссии (1830 г.) и до наших дней.

3D-тур по музею

Темы экскурсий:

1. Духовная жизнь г. Барнаула (середина XVIII-начало XX в.)

2. Алтайская Духовная Миссия (середина XIX – начало XX в.) 3. Зал новомученников Алтайских (нач.XX в. – сер.XX в.)

4. Приходы и Святыни Барнаульской епархии.

Для более емкой передачи экскурсионного материала используются фрагменты видеофильмов по темам экскурсий.

Режим работы: вс. пн. - выходной, вт. 10:00-17:00, ср., чт., пт., сб. 10:00-16:00, обед - 13:00-14:00.

Наш адрес: 656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66

Телефон: 8 (3852) 68-03-81.

E-mail: muzalt@ya.ru

Заведующая музеем Наталья Железникова

Одной из предпосылок создания музея истории Православия на Алтае послужило то, что 2004 и 2005 годы обильно отмечены юбилейными датами в жизни Барнаула и Алтайского края. Главные из них: 175-летие со дня крещения первого коренного жителя Горного Алтая - семнадцатилетнего Элески; этот день считается началом деятельности Алтайской духовной миссии; 10-летие воссоздания Барнаульско-Алтайской епархии и 100-летие Барнаульского кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери, долгое время служившего единственным в городе “кораблем спасения” верующих.

За десятилетия жестокой борьбы с Церковью русский - веками богобоязненный народ разучился молиться. Мы не знаем православного этикета, своих традиций, но самое печальное - не знаем, а иногда не хотим знать подлинной истории своей Родины.

Чтобы представить, насколько страшным было безбожное время, достаточно всмотреться в безысходный взгляд осужденных, глаза которых смотрят с фотографий стендов. А расположенные рядом оскверненные и обезображенные богоборцами иконы со светлыми ликами Богомладенца и Приснодевы, приводят посетителей в шок. Ящик, сколоченный из этих многострадальных икон во времена репрессий и служивший в сельсоветах для хранения архива. Теперь он стоит в нашем музее, как память об истерзанных и измученных воинах Христовых, вызывая слезы сострадания и стыда.

Основу музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, переданные из Покровского собора Барнаула по благословению Владыки Максима (являлся руководителем епархии с 2002 по 2013 год). Среди них книги, много лет помогавшие священникам служить Богу и ставшие бесценными памятниками истории Православия на Алтае, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь. Есть Святая Плащаница XIX века (Господская), к которой в течение многих десятилетий прикладывались, в своих чаяниях, верующие прихожане Покровского храма, сейчас она заняла свое место в нашем музее.

Музей истории Православия на Алтае можно назвать “первой ласточкой” в Сибири, так как среди соседних сибирских городов действующего музея такого профиля нет, а по ценности и значимости некоторые экспонаты являются уникальными.

Идея создания музея высказывалась еще при покойном владыке Антонии архивариусом епархии Т.В. Скворцовой... В прошлом году, в связи с юбилеем нашей епархии, как уже упоминалось, владыка Максим принял самое активное участие и в организации музея, и в сборе экспонатов.

Большой объем изыскательской работы ведется преподавателями БДС - иереями Георгием Крейдуном и Константином Метельницким, чьи научные материалы легли в основу экспозиции. Методическую и консультативную помощь музею оказывают: зав. Кафедрой музееведения и культурного наследия, доктор исторических наук, член Международного совета музеев (ЮНЕСКО) - проректор по научной работе АГИИК О.Н. Труевцева и архивариус-краевед Т.В. Скворцова.

Ориентирован музей на деятельность воспитанников Барнаульской духовной семинарии, которые, изучая историю духовной жизни родного края, города, будут знакомить с нею других посетителей. Проводя экскурсии и лекции в стенах музея, воспитанники будут закреплять полученные знания в училище.

К открытию музея была приурочена в Барнауле Международная научно-практическая конференция, прошедшая в Алтайском институте искусства и культуры, а также в стенах Семинарии, посвященная изучению процессов сохранения и воспроизводства нематериального духовного наследия православной культуры, совершенствованию процесса образования и воспитания подрастающего поколения музейными средствами.

Описание залов музея  

Первый зал

В Епархиальном музее первый из четырех экспозиционных залов посвящен духовной жизни столицы Алтайского края – городу Барнаулу.

Знакомство с историей города начинается с сер. XYIII в., когда первые жители Барнаульского поселка и крестьяне окрестных деревень были прихожанами единственной в округе Церкви свв. первоверховных Петра и Павла, находящейся в Белоярской крепости. В июле 1747 г. в канцелярию Колывано-Воскресенского горного завода, в ответ на прошение, пришло благословение митрополита Тобольского и Сибирского Антония на сооружение новой Церкви. Закладка храма совпала с началом плавки серебра на сереброплавильном Барнаульском заводе, на деньги которого (в основном) в 1750г. была построена первая деревянная Церковь г. Барнаула – Петропавловская.

Из записок немецкого зоолога - путешественника Брэма Альфреда Эдмунда, посетившего Барнаул в 1876г. можно узнать, что уже через сто небольшим лет « … этот уездный город не уступает многим губернским городам не только Сибири, но и Европейской России». В городе с населением 12036 жителей имелось несколько школ, духовное училище, горное училище и музей, действовало шесть Православных Храмов и лютеранская Церковь.

Традиция гражданской жизни г. Барнаула и Алтайского края, как и всей России в целом, была неразрывно связана с православием и Русской Православной Церковью. К 1917 г. в городе Барнауле действовало 17 православных храмов и 2 часовни.

Сохранившиеся планы г. Барнаула показывают, как разумно и красиво ставили большие и малые Церкви на площадях, как зеленел город скверами и садами, всегда окружавшими храмы.

Второй зал

Православие на Алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря Духовной Миссии. Великие подвижники - Святитель Макарий (Невский) и Преподобный Макарий (Глухарев) несли Свет Христов на Алтай. Алтайская Духовная Миссия вскормила и воспитала плеяду выдающихся деятелей: миссионеров, учителей, писателей, фольклористов – выходцев из глубины алтайского народа. Миссионерская школа с первых дней своего служения Алтаю была носительницей и насадительницей культуры на Алтае.

Сибирь, начиная с XYII в. стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Её огромная территория осваивалась переселенцами, которые шли вслед за казачьими отрядами. Алтайская Духовная Миссия, основанная архимандритом Макарием (Глухаревым) в 1830 г. была первой правильно организованной в Западной Сибири и к 60-м годам XIX в. являла собой пример для подражания.

К 1917 году Миссия имела 31 отделение. В 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тыс. крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось около 3300 детей – русских и алтайцев.

Третий зал

Основную коллекцию музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, середины Х1Х – начала ХХ века, переданные из Покровского Собора по благословению Преосвященнейшего Владыки Максима. Среди них: богослужебные книги, вышедшие из употребления, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь.

Есть и очень ценные - так, Святая Плащаница (Господская) к.Х1Х – н.ХХв., к которой в течение многих десятилетий прикладывались, в своих чаяниях, боголюбивые прихожане Покровского храма сейчас заняла свое место в Музее истории Православия на Алтае. Нисколько не оскорбляя чувства верующих, мы гармонично разместили Святыню в экспозиции, посвященной истории Покровского Собора, где она наполнила зал трепетным, молитвенным благоговением.

Четвертый зал

Революционными бурями н. XX в. жизнь православных приходов и деятельность Алтайской Духовной Миссии были разрушены. Большинство школ и библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все миссионерские станы, монастыри, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены.

Политические репрессии, прокатившиеся по всей стране, не обошли Алтай. Общее количество репрессированных достигло 60 тыс. человек. По данному печальному показателю Алтайский край вошел в первую тройку среди регионов России. Церковь и её служители были прямыми объектами репрессий, пик которых пришелся на 1937 год.

В годы воинствующего атеизма на Алтае воссияло множество мучеников за веру Христову. Так, например, из 263 репрессированных в 1937 г. 170 человек составляли священнослужители. За годы репрессий было закрыто 347 храмов. До 1936г. на территории Горного Алтая не осталось ни одного храма, число коих составляло 35 церквей.

К 1945 году в Алтайском крае было открыто всего три храма: в Барнауле - Покровский, в Бийске – Успенский, в Рубцовске – Михаило-Архангельский.

Десятилетия жестокой борьбы со всем не только церковным, религиозным, но и истинно народным принесли свои горькие плоды – русский веками богобоязненный народ разучился молиться. Мы не знаем православного этикета, православных праздников, своих традиций, но самое печальное - не знаем, а иногда и не хотим знать подлинной истории своей Родины.

Чтобы представить насколько страшным было то время, достаточно всмотреться в безысходный взгляд осужденных, глаза которых смотрят с фотографий музейных стендов, выполненных по материалам книги В. Гришаева «Невинноубиенные». А расположенные рядом, оскверненные и обезображенные богоборцами иконы со светлыми ликами Богомладенца и Приснодевы, приводят посетителей в шок. Ящик, сбитый из этих многострадальных икон во времена репрессий, стоит в музее, как память об истерзанных и измученных воинах Христовых, вызывая слезы сострадания и стыда за поруганную, некогда великую, Россию – Матушку.

Только теперь многие осознали, что брань велась на духовном уровне и не на жизнь, а на смерть. И именно по молитвам новомучеников и исповедников российских, пострадавших за имя Христово и веру святую, Церковь выстояла в годины лихолетия, спасая тысячи и тысячи христианских душ. Хочется отметить, что святыни и фотографии, представленные в зале новомучеников алтайских ни одного посетителя не оставляют равнодушными.

Темы экскурсий:

1. Духовная жизнь г. Барнаула (середина XVIII-начало XX в.)

2. Алтайская Духовная Миссия (середина XIX – начало XX в.) 3. Зал новомученников Алтайских (нач.XX в. – сер.XX в.)

4. Приходы и Святыни Барнаульской епархии.

Для более емкой передачи экскурсионного материала используются фрагменты видеофильмов по темам экскурсий.

Режим работы: вс. пн. - выходной, вт. 10:00-17:00, ср., чт., пт., сб. 10:00-16:00, обед - 13:00-14:00.

Наш адрес: 656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66

Телефон: 8 (3852) 68-03-81.

E-mail: muzalt@ya.ru

Заведующая музеем Наталья Железникова

Фотографии в альбоме «Музей истории Православия на Алтае.26.09.14», автор alt.eparhia-press на Яндекс.Фотках















































Музей истории Православия на Алтае 0

С 4 ноября - выставка «Красота Божьего Мира-2011»

04.11.2011

Положение о Епархиальном конкурсе детского изобразительного творчества «Красота Божьего Мира-2011»

1. Общие положения

Епархиальный конкурс детского рисунка проводится в рамках Всероссийского конкурса детского рисунка «Красота Божьего мира».

Участники конкурса должны отразить в своих рисунках всё то, что окружает их в повседневной жизни - свою семью, друзей, родной дом и город, храм, природу в разных её проявлениях. Темой представленных работ могут быть сюжеты из Священного Писания. Перенося на бумагу свое видение сотворенного Богом мира, дети учатся видеть вокруг себя прекрасное, а значит — любить свою землю, свою Родину.

2. Учредители и организаторы

Учредителями конкурса являются Барнаульская Епархия РПЦ.

3. Цели и задачи

-  духовное,    нравственное   и   патриотическое   просвещение   и воспитание подрастающего поколения; •>   приобщение   молодежи   к   православной   культуре   и  мировой культуре в целом;
 
- выявление и раскрытие молодых талантов;

- создание  среды  для творческого  общения  детей  воскресных школ, а также учреждений образования и культуры Алтайского края.


4. Основная тема конкурса

-  Евангельские сюжеты и православные традиции

-  Край родной

- Мой любимый храм

- Моя семья и мои друзья

5. Участники

В конкурсе могут принять участие учащиеся общеобразовательных и воскресных школ, православных гимназий и лицеев, художественных школ и студий. Конкурс проводится по трём возрастным группам:

5.1.   Возраст участников. Конкурс проводится по трём возрастным
группам:

-   первая группа - дети до 8 лет;

-   вторая группа - дети 9-12 лет;

-   третья группа - дети 13-17 лет.

5.2. Категории участников:

-  учащиеся воскресных приходских школ;

- учащиеся  государственных  и  муниципальных   учреждений культуры и образования.

6.    Условия участия

6.1. Конкурс проводится в два этапа.

Первый этап проходит на уровне благочинии, итоги должны быть подведены до 15 октября 2011 года. Ответственными за организацию и проведение мероприятия в благочиниях являются отделы благочинии катехизации и религиозного образования.

Работы победителей конкурсов благочинии в количестве не более 12 (по 6 в каждой категории) должны быть отправлены в Епархиальный музей. Работы принимаются с 18 по 19 октября 2011 года по адресу: 656008, Барнаул, пер. Ядринцева,66. Музей «Истории Православия на Алтае» (Оргкомитет конкурса, тел. 68-03-81).

Работы из благочинии (кроме Барнаула) отправляются с сопроводительным письмом за подписью Благочинного согласно прилагаемой форме.

Рисунки, не прошедшие первый этап конкурса, не принимаются на заключительный этап конкурса.

Второй этап конкурса проходит в Барнауле на базе музея «Истории Православия на Алтае». Работы победителей второго этапа, отобранные жюри, будут представлены на выставке 4 ноября 2011 года.

Рисунки, присланные на конкурс не рецензируются и не возвращаются. Все права на их использование работ принадлежат Музею «Истории Православия на Алтае».

6.2. Требования к присылаемым работам:

- Работы   должны   быть   выполнены   карандашом,   акварелью, гуашью, пастелью;

- Размеры рисунков - не менее 40x30 см и не более 50x70 см;

- Рисунки не оформляются паспарту и рамами;

- Рисунки должны быть обрамлены полями шириной не менее 0,5 см; 

-  На обратной стороне работы обязательно указываются фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями, название рисунка, а также фамилия, имя, отчество педагога и адрес (школа, приход и благочиние).

7.       Подведение итогов

7.1.        Жюри определяет победителей, занявших первые, вторые и третьи места в каждой возрастной группе по двум категориям. Итоги конкурса будут опубликованы на сайте Епархии. Отделы благочинии извещаются о наличии победителей по телефону.

7.2.        Победители конкурса приглашаются в Барнаул, где награждаются Почётными грамотами и подарками.

7.3.        Лучшие работы будут направлены в Москву на конкурс детского рисунка «Красота Божьего мира».

7.4.        Работы, победившие в конкурсе, будут представлены на выставке в музее Истории Православия на Алтае.

8. Жюри

В состав жюри входят Преосвященнейший епископ Максим, председатель епархиального отдела катехизации и образования, представители музея «Истории Православия на Алтае», представители учреждений культуры и образования.





Популярные новости

17.08.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
11503
11.08.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
9396