АРХИЕРЕЙСКИЕ ИКОНОПИСНЫЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ г.БАРНАУЛА

Вековая связь культурных традиций прослеживается в различных сферах деятельности человека. Почти утраченная со временем, она вновь с большей силой являет себя. На протяжении более тысячи лет неотъемлемой частью русской культуры являлось православное храмовое искусство.

Архиерейские иконописные мастерские – такое словосочетание у многих вызывает ассоциацию архаичного русского средневековья. Действительно, период сформированного централизованного государства в древней Руси является временем зарождения патриарших и царских иконных палат. В 1620 г. в Москве при Государевом дворе создан Иконный приказ с Иконной палатой. Сюда собирали лучших мастеров со всех волостей, здесь писались и хранились иконы, а также предметы церковного и светского искусства [2]. В сибирской столице, городе Тобольске при Архиерейском доме также находились иконописцы. Среди них – Лукиан Филиппов, создавший в туруханском монастыре икону сибирского святого Василия Мангазейского (XVII в.) [1].

Наряду с Архиерейскими иконописными мастерскими существовали и самостоятельные артели, были иконописцы и при монастырях. Подобную ситуацию можно проследить и на рубеже ХХ-ХХI вв. Причины появления Архиерейских мастерских и много сотен лет назад, и сегодня остаются неизменными. Одной из основных является потребность храмов епархии в качественных писаных иконах, иконостасов, стенных росписей. Создание таких мастерских – это не просто возрождение традиций, а скорее, условие, продиктованное современной жизнью Русской Православной Церкви. Может быть, сложно представить себе творчество подобного рода сегодня, однако именно сейчас иконопись наиболее востребована. Восстановление древних храмов и создание новых подтверждают эту актуальность.

С благословения и по инициативе Его Преосвященства Преосвященнейшего Максима при Барнаульско-Алтайской епархии в 2004 г. также были организованы Архиерейские Иконописные мастерские. Немало трудов было положено при их организации. Все вопросы, касающиеся мастерских, решались при непосредственном и живом участии владыки Максима. Сегодня можно видеть и первые плоды этих усилий. 4 иконы дейсисного чина высотой около двух метров украшают алтарь Покровского кафедрального собора г.Барнаула. День освящения этих икон можно назвать торжеством православия, настолько величественно происходило это событие.

Диапозон работы иконописцев Архиерейских мастерских довольно широк. Выполнение копий и составление новых иконографий, проекты иконостасов, храмовые росписи, церковной утвари и т.д. – все это входит в их деятельность. Можно сказать, здесь решаются вопросы, так или иначе касающиеся икон и церковного изобразительного искусства в целом.

Таким образом, создание иконописных Архиерейских мастерских способствует возрождению и сохранению традиций древнерусского искусства. Произведения, созданные в их стенах, оказывают положительное воздействие на внутреннюю мотивацию нравственных поступков нашего общества, а это ведет к поднятию уровня духовной культуры российского народа.

Популярные новости

17.08.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
11700
11.08.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
9455