Служение митрополита 1974

В Аграрном университете обсудили вопросы духовно-нравственного воспитания

29.10.2014

28 октября в Алтайском государственном аграрном университете состоялось заседание Совета по координации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования Алтайского края "Духовно-нравственное воспитание через обращение к традициям культуры народов Российской Федерации".

В работе Совета приняли участие епископ Барнаульский и Алтайский Сергий, ректор Барнаульской духовной семинарии; первый проректор БДС иеромонах Гавриил (Горин); проректор по научной работе БДС протоиерей Сергий Фисун, а также проректоры по воспитательной работе вузов и ответственные за воспитательную работу профессиональных образовательных организаций.

С публикуемым ниже приветственным словом выступил Преосвященный епископ Сергий, ректор Барнаульской духовной семинарии.

Дорогие коллеги!

Благодарю вас за ту работу, которую вы проводите в плане воспитания молодежи. Знаю, что какие бы ни были веяния, все-таки наше отечественное образование ведется на традиционных условиях. У многих поколений наших предков в основе нравственного закона – Творец, т.е. сам Бог. Известно что нравственный закон написан на скрижалях сердца человеческого.  Человек рождается свободным, чтобы быть обязанным этот закон соблюдать, исполнять. В этом то и есть отличие человека от всех остальных творений видимого мира. Человек, в первую очередь, несет на себе обязанность, ответственность разумного исполнения закона Божьего.  Закон Божий, нравственный, написан на сердце каждого, независимо от того, в какой среде языковой, культурной он родился, несмотря на его убеждения, на то, как он воспринял культуру своих предков. В любом случае мы все имеем от самого рождения полный комплект всех нравственных требований, которые вселяются, вкладываются в наше сердце. Этот закон иногда называют совестью, но он, наверное, даже шире чем совесть, потому что он в свою орбиту включает еще и разум, и чувства, и волю, подчиняя всего человека. Поэтому наша образовательная и воспитательная деятельность полностью зиждется на постулатах Божественного закона. 

Все, что мы с вами преподносим в этой жизни для передачи грядущему поколению, неизменно на протяжении всей истории человечества. Что касается нашей страны, доминирующим, основополагающим мировоззренческим началом всегда было и остается до сих пор Православие. Если мы признаем православную веру как составную часть всего Христианства, то значит в основе всех наших воспитательных методов, подходов лежит православный аспект и сознание. Мир по Промыслу Божиему ставит нас перед необходимостью вновь и вновь обратиться к духовно-нравственным аспектам нашего бытия - ориентирам и догматам, которые обязательны, без них развитие и движение вперед будет ущербным и не приведет к желаемой цели. Все иллюзорные цели со временем рушатся и остаются вечные ценности.

Наше сегодняшнее высокое собрание призвано обсудить аспекты духовно-нравственного воспитания в высших учебных заведениях всего края. Уверен, чтобы понять, какие задачи стоят перед нами, все мы должны, во-первых, обратиться к учению традиционных религий, а во-вторых к культуре, которая так или иначе сложилась путем своеобразного фильтра: Божественного и человеческого.

Традиционная культура должна быть подспорьем в воспитательном процессе, ибо современному человеку очень сложно рассказывать архаичными, доисторическими понятиями то, что, собственно, должно составлять нашу мировоззренческую основу. Культура помогает в этом отношении постигать Божественные истины. Мы думаем, что тема духовно-нравственного воспитания через обращение к традициям культуры народов России должна на первоначальном этапе послужить своеобразным стартером, дать движение и завести определенные механизмы, которые помогут нам сформулировать разные варианты деятельности по духовно-нравственному воспитанию современных людей, и не только молодых.

Вы знаете, что вместе с детьми приходят дедушки и бабушки и очень много снова начинают приобретать. Мне часто говорят: «А я ведь не усвоила это все и к Богу пришла, стала в церковь ходить, потому что ребенка в воскресную школу привела. А он начал мне задавать вопросы, на которые нужно искать ответы. И ответы я находила или в опыте своих бабушек, или в чтении книг, которые теперь доступны для нас». Поэтому, мало-помалу через детей и внуков и поколение, потерявшееся в этом отношении, оно тоже приобретает, учится. Уча мы все учимся.

В завершение своего выступления владыка Сергий внес предложения  о создании домовых храмов при вузах, как, например, в МГУ и других университетах России, о проведении совместных студенческих конференций по духовно-нравственным проблемам общества, о создании дискуссионных клубов как площадок для обсуждения вопросов нравственности, духовного воспитания, патриотизма, семейных ценностей и др.

Фотогалерея





Популярные новости

25.09.2018
Издание выпускается сотрудниками Заринского благочиния. Электронную версию в формате PDF можно увидеть нажав на картинку. Другие номера газеты и изданий епархии можно увидеть в разделе  "Наша пресса" ...
2946
12.09.2018
Издательский Совет Русской Православной Церкви при участии АНО «Центр духовно-просветительских программ имени святителя Филарета Московского» проводит четвертый сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса ...
1867