n1 0

Православие и медицина. О милосердии

19.03.2010

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут  (Матф.5,7)

В Покровском Соборе г. Барнаула в минувшем декабре множество людей молились перед святыней - ковчегом с мощами прмц. великой княгини Елисаветы. В один из тех дней, объединившись, читали акафист о. Константин (Гросс), сестры милосердия и православные врачи.

Для собравшихся это событие было особенным, так как жизнь Великой княгини стала высочайшим духовным образцом дел милосердия. Одним из главных проявлений ее милующего сердца явилось создание Марфо-Мариинской обители, или, как зовется она в акафисте, - Обители Милосердия. В ней оказывалась помощь всем нуждающимся, в том числе и больным людям. Лучшие врачи г. Москвы доброхотно и без всякого жалованья, проявляя милосердие, лечили в ней больных людей.

Мысли участников молитвенного собрания перенеслись к нашим дням: «Являются ли современные больницы, местом, где обитает милосердие?». Ответ на этот вопрос был услышан на одном из недавно проведенных семинаров по проблемам этики и деонтологии врачебной деятельности, где участница его - врач с большим стажем, горько воскликнула: «Как мы не милосердны!».

Так что же такое «милосердие», которое явила прмц. великая княгиня Елисавета и дефицит которого ощущается сейчас?

Слово очень знакомое и привычное, но правильно ли мы понимаем его? Вот как предлагает рассматривать это понятие, столь важное для врача, Николай Евграфович Пестов (1892-1978 гг.), автор одних из лучших произведений духовной литературы ХХ века. В своих размышлениях он опирается на евангельскую притчу о неверном управителе. Давайте вспомним ее.

«Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И призвав его, сказал ему: что я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми расписку и садись скорее и напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16, 1-12).

Комментарии Н.Е. Пестова к этому отрывку из Евангелия таковы: «Эту притчу не все понимают. Должники господина – это люди, страдающие за грехи свои; каждый из нас грешен и каждый должен Господу: кто «сто мер масла», «кто сто мер пшеницы». Всем нам при отсутствии у нас надлежащего покаяния, надлежит пострадать за свои грехи, т.е. выплачивать по распискам страданиями.

Но когда мы так страдаем – в нужде, холоде, голоде, болезни и т.п. – состоятельные люди, богатые материальным богатством, могут своею помощию облегчить наши физические страдания, как бы переписать расписки со ста на «пятьдесят» или на «восемьдесят». Они не в силах вовсе устранить страдания своею помощью, т.е. разорвать «расписку», но лишь уменьшить их, т.е. облегчить страдания.

Надо было бы полагать, что господин должен был разгневаться на домоуправителя, позволившего себе незаконные действия. Но у Господа закон милосердия выше закона справедливости. Поэтому мы призваны к тому, чтобы делами милосердия облегчить страдания согрешивших, как бы переписывая их расписки на меньшие суммы выплаты господину своему».

Все сказанное имеет прямое отношение к нашему общему делу – лечить больных, оказывать болящему помощь.

С нами всегда есть больные «люди, страдающие за грехи свои», которым предстоит «выплачивать по распискам страданиями». Тогда как сами мы богаты «материальным богатством», т.е. своими умениями, навыками, знаниями. Все мы способны облегчить страдания, т.е. «переписать расписки». Но главное, что требуется для этого благого дела – расположение нашего сердца, проявление милосердия.

Вникая в слово «призвание» надо отчетливо понимать, что мы, медицинские работники и сестры милосердия, слышим призыв не только страдающего и больного человека, но главное то, что в этой профессии мы оказались не случайно, нас призвал к этому Господь. Но Он и спросит с нас за основное содержание нашего труда – оказал ли ты милосердие, «переписал ли ты расписку» своего пациента? Наши врачебные таланты и  умения совсем не наши, а от Бога. Каждый должен их возвращать Богу в лице Его братьев – всех больных и несчастных.

Милосердие - это доброе свойство, Иоанн Златоуст называл его «Божиим делом»: «Бог сотворил небо, сотворил землю и море – велики эти дела и достойны Его премудрости! Но ничем Он так не расположил к себе человеческий род, как милосердием и человеколюбием. <…> И Бога ничто столько не располагает к нам, как милосердие». Церковь постоянно призывает нас: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Во всех нас вложено это чувство, это «естественное расположение к добродетели». И мы, получая образование, строим планы и горим желанием помочь, облегчить, исцелить. Однако с течением времени нередко происходит перемена в намерениях.

Врачи, вникая в историю заболевания, зачастую вправе утверждать, что наши пациенты сами виноваты в своих болезнях: страсть к еде выливается у некоторых в ожирение и сахарный диабет, гневливое поведение часто ассоциируется с внезапно наступившим инфарктом миокарда, любовь к веселью и застольям довольно часто заканчивается алкоголизмом и панкреатитом; блуд в голове непременно реализуется в заразных болезнях и т. д. Эта «справедливость» заболевания иногда доминирует в глазах врачующего и закрывает самого больного человека.

Кроме того, как часто у медицинского персонала бывают физическая усталость, и, часто спровоцированные самим болящим, раздражение и обида. Все это нередко придает нашей помощи «деловой» характер – она становится равнодушной, а сам труд не приносит удовлетворения.

Со временем такое отношение постепенно укореняется в нас и ведет к изменениям нашей души - появлению в ней холодности и бессердечия. Таким образом, мы можем наблюдать профессионализм в оказании помощи, но без главного ее содержания – милосердия. Кстати, это является одной из основных причин, почему у нас растет частота претензий к врачам и средним медработникам: после проведенного лечения и оказанной помощи вдруг рождаются судебные иски, которые бывают чрезвычайно болезненными.

Для человека потеря милосердия неестественна. Врач, не имеющий этого свойства, испытывает ощущение «убытка», и, наоборот, имея человеколюбивое сердце, мы обретем радость в своей работе. Дела милосердия творятся по велению милующего сердца. Проявляя человеколюбие – особое сердечное расположение, мы и не заметим, как сами станем лучше, как быстрее станут выздоравливать наши больные, как спокойнее они будут воспринимать неудачи в лечении. Ведь милосердие – «основание здравия, источник света и причина веселия».

Это бывает всегда, так устроил Господь. Какая милость со стороны Бога, что Он дал нам хотя и трудное послушание, но которое может наиболее легко реализовать просьбу Господа «Милости хочу, а не жертвы» (Матф.12, 7).

Не будем обсуждать аксиому: «Мы не вправе говорить о болящем человеке как о согрешившем». Никто не вправе делать это. Во-первых, получен строгий наказ: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), а, во-вторых, - кто среди нас безгрешен?

Наступивший год знаменателен 100-й годовщиной со дня образования Обители Милосердия – Марфо-Мариинской обители. Несомненно, для нас он должен быть наполнен не только осмыслением понятия милосердия, но и настойчивым поиском путей приобретения этого Божиего дара на своем поприще.

Общество православных врачей Алтайского края





Популярные новости

14.11.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
10709