Новости митрополии 2347

В православном киноклубе увидели фильм “Поллианна”

11.11.2013

7 ноября в молодежном объединении “Свет” при храме Иоанна Богослова прошел киноклуб, на котором состоялся просмотр фильма “Поллианна” (Великобритания, 2003).

 Фильм повествует о девочке Поллианне, которая, оставшись сиротой, поселяется у своей тети. Тетя - безрадостный и черствый человек. И вообще весь этот город и его жители - такие же потухшие, замкнутые в себе люди, создавшие себе барьеры внутри и снаружи, люди несчастные, их жизнь пуста и они пытаются заполнить эту пустоту чем-то внешним - например, бесконечными путешествиями по свету. Проблемы и в отношениях людей друг с другом и с миром - люди боятся друг друга, между ними многолетние недоговоренности и конфликты, которые кажутся безвыходными, кое-кто даже не здоровается вообще ни с кем, люди боятся не только друг друга, но боятся и мира,  как та больная женщина, что много лет не вставала  с постели и не разрешала отдергивать шторы, жила во мраке своего больного состояния. Но вот в городе появляется девочка, которая старается радоваться в любой ситуации. Даже если случилась беда, что-то плохое, то нужно найти и увидеть, в чем может быть радость этой ситуации и обрадоваться этому. Например, если тебе по ошибке прислали костыли, то нужно радоваться, что они тебе не нужны. Этой своеобразной игре научил девочку папа и с тех пор она именно так относится к жизни. И видно, что она не просто играет, ее радость не фальшива, она искренне радуется жизни, хотя иногда плачет и огорчается.

Рядом с Поллианной все меняется - меняются люди и их отношение к себе, к друг другу и к миру. Радость топит лед их сердец, они начинают преображаться на глазах - в них пропадает страх и они идут навстречу друг друг и миру - отдергивает шторы больная женщина и даже выходит на улицу, начинает здороваться сердитый мужчина и даже зовет в гости, шофер просит руки горничной и происходит еще много других радостных событий. Люди и мир вокруг человека радующегося исцеляются и преображаются. Восстанавливается утраченное единство людей друг с другом и с миром, глаза начинают светиться счастьем. Даже когда Поллианна попадает в аварию,  у нее отнимается нижняя часть тела, и это, казалось бы, навсегда, и ее радость жизни становится уже не той, что прежде, все люди, которых она пробудила и вернула к настоящей, радостной жизни, приходят к ней со словами благодарности, объединяются в общей церковной молитве, ищут возможности ее излечить и в итоге чудо совершается, Поллианна начинает ходить, хотя пока и с помощью костылей, ей помогает их благодарность, которая обладает спасительной силой. И приходит она на венчание своей некогда жесткой и безрадостной тети и доктора, отношения между которыми разрушил какой-то глупый конфликт много лет назад, но теперь их сердца исцелились от обид и они смогли быть вместе. И произошло это благодаря Поллианне - девочка с веснушками, которая всего лишь могла радоваться жизни.


А что же лежит в основе радости? Почему она обладает такой преображающей, исцеляющей силой? Возможно потому, что она очень тесно связана с благодарением. Чему радоваться, когда по ошибке тебе прислали костыли? Тому, что они тебе не нужны. Другими словами, нужно быть благодарным за то, что ты здоров и костыли тебе не нужны. Каждый случай, каждое событие дает нам возможность либо ругать либо благодарить. Ругать за ненужные костыли или благодарить за них - это наш выбор. Всегда есть два пути. Путь неблагодарения и путь благодарения. Но благодарения Кого? Хоть тема Бога не звучит в фильме явно, но Бог ядом. И становится ясно, что благодарить или не благодарить мы можем именно Его и тогда наша благодарность неразрывно связана с радостью. “Игра в радость всегда и везде” учит человека быть благодарным. Фильм не столько о Боге, сколько о человеке, открывается определенная правда о человеке. О том, что человек счастлив, когда он идет по пути радости и благодарения, тогда он исцеляется от зла, тьмы и смерти, тогда спасается он сам и вокруг него спасаются от этой тьмы и разделения  другие, в их жизни появляется Свет, который сильнее тьмы. И этот Свет обладает силой воскрешать людей, воскрешать живых мертвецов, те мертвые души, которые населяли этот город.

Люди преображаются, они начинают жить, они оставляют путь смерти и ступают на путь жизни. И этот радостный свет приходит всегда не сам по себе, а через конкретного человека, который им светится. Человек призван к радости и к благодарению, в этом его призвание и достоинство, в этом он находит себя. Бог дал человеку множество даров - близких, семью, детей, работу, животных и все остальное - для того, что человек был счастлив, радовался и в своем благодарении все эти дары возвращал и приводил к Богу. Но человек возгордился, его любовь отпала от благодарения,  все данные ему дары без Бога превратились в проклятие. Человек без Бога может мучиться даже в роскоши и полном достатке, он будет несчастлив, ему не хватает чего-то, он безрадостен и несчастлив, он умирает. И даже данное людям для радости единство обратилось в проклятие и вместо благословения через единство людей действует совершаемое ими зло - отсюда невинные страдания людей, детские слезы, больные дети. И обрести вновь счастье и радость он может только в Боге, только вернувшись в благодарении к Богу.  И человек возвращается к Богу, возвращается в самом главном таинстве, Таинстве Благодарения - Евхаристии, на которую он приносит в благодарность Богу за Его любовь себя, в плодах своего труда и хвале своих уст и сердец. И это благодарение возвращает человеку связь с Богом, возвращает ему место в мире и его достоинство, оно обладает спасительной силой. Именно в Таинстве Благодарения восходит соединенное во Христе человечество - Церковь - в Царство Божье, благодарение спасает человека и мир и дарует ему счастье и радость, открывает дверь в Царство Божье. Только Бог может “отпадшия возставить”.

О. Александр Шмеман писал в своем дневнике: «Начало "ложной религии" - неумение радоваться, вернее - отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться». И действительно, настоящее христианство невозможно без радости, потому что Царство Божье есть “радость в Духе Святом” и радость есть “плод Духа”. И вспоминаются слова апостола - “Всегда радуйтесь”, потому что если нет радости, то ты не с Богом. Перед глазами встают наши святые, которые свидетельствовали об этом своей жизнью - Серафим Саровский (“радость моя”!) и Силуан Афонский. 

Почему главный герой, носитель радости, это девочка, ребенок, а не взрослый человек? Нам вспомнились слова Христа - “если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф, 18:3). Радости мы должны учиться  у детей - они быстро забывают зло, они - сплошной порыв радости, и в этой радости - благодарность за дар жизни и чудесного мира. Поэтому Царство Небесное это Царство людей радостных и благодарящих - “Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”  (Рим. 14:17). Именно радость - свидетельство причастности и пребывания человека в Царстве Божьем и Царства Божьего в человеке - “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1 Фес 5:16-18)”.

Так о чем же фильм для нас? Наверное, о евхаристичности. В широком смысле слова. О евхаристичности человека как основании его жизни, призвания и достоинства. Почему в нашей жизни так мало радости? Может, потому, что мы забываем благодарить за те дары, что нам уже даны?

Владимир Зяблов,

молодежное объединение "Свет

Теги




Новости по теме

29.12.2019
По благословению руководителя Алтайского центра звонарского мастерства протоиерея Георгия Крейдуна каждое воскресенье с 12.00 до 14.00 в деревянном храме-звоннице проходят встречи Звонарского клуба. На них будут проходить дополнительные занятия как
487
02.12.2019
Работа над росписями велась по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия и под руководством настоятеля доктора искусствоведения протоиерея Георгия Крейдуна. Главный художник – Иван Торопов. Он окончил Новоалтайское
619
17.11.2019
17 ноября в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил вечернее богослужение с чтением акафиста Архистратигу Михаилу. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии,
927

Популярные новости

09.01.2020
Стартовав из Барнаула 2 января, казаки Барнаульского городского казачьего общества во главе с атаманом Владимиром Мякишевым, а также члены объединения АКОО «Казачья молодежь Алтайского края», встретили светлое Рождество Христово у ...
515
08.01.2020
8 января 2020 года проректор по воспитальной работе Барнаульской духовной семинарии иерей Анатолий Бочкар, хор воспитанников Барнаульской духовной семинарии под управлением иерея Дмитрия Котова  посетили воспитанников Центра временного ...
439