Новости митрополии 1857

Приходские «театралы»

28.03.2015
Источник информации: Портал Приход.RU
Адрес новости: http://prichod.ru/children-in-the-church/21122/



Театральный фестиваль воскресных школ – кто-то скажет, что это оксюморон. Что общего может быть театральным искусством, тем более, столь скомпрометированным сегодня безудержными «экспериментаторами»,  и приходскими школами, цель которых – духовное воспитание детей, знакомство их с церковным учением? Но организаторы барнаульского фестиваля «Жар-птица» уверены: духовный театр – это обращение к давно забытым формам воспитания детей.

jar-ptica-04.JPG

История

Истоки духовного театра в нашей земле уходят ко времени царствования Петра Великого, когда из Киевской земли для миссионерского служения в северных регионах России были приглашены высокообразованные проповедники и ученые мужи святители Димитрий Ростовский и Филофей Тобольский. По прибытии на свои кафедры в Ростов и Тобольск первым делом они открыли школы для священнослужителей.

При этих первых семинариях святители стали заниматься образованием и воспитанием будущих пастырей, в том числе и с помощью театральных постановок на духовные темы. Тем самым они  «воцерковили» сценическое искусство, показав для последующих поколений, что любое творчество, а тем более театральное, несет в себе большие возможности не только общекультурного развития, но и духовного воспитания личности.

Таким образом, можно сказать, что святители Димитрий Ростовский и Филофей Тобольский являются основателями и покровителями духовного театра в России.

Пожалуй, этот опыт миссионерской деятельности имеет особую актуальность в наше время, когда детям не хватает друзей, живого круга общения, возможностей для личного творчества, поводов для выражения высоких мыслей, чувств, православного мироощущения.

jar-ptica-02.JPG

 «Жар-птица» на Алтае

В Барнаульской епархии зародилась идея театрального фестиваля, который получил название «Жар-птица». Для проведения фестиваля было испрошено благословение приснопамятного Патриарха Алексия II, который в резолюции от 30 сентября 2008 года ответил: «Проведение епархиальных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и приобщения к отечественной истории и красоте родной и духовной культуры − благословляется».

С этой идеей епархия вышла на уровень государственных управлений по воспитанию и образованию детей. Идею поддержали, и в итоге учредителями фестиваля стали Барнаульская епархия, Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Театральный центр при Краевом дворце молодежи. География фестиваля – благочинные округа, расположенные на территории Алтайского края.

Таким образом зародился детский театральный праздник, благодаря которому воскресные школы сельских приходов могут посетить другие города, а также и столицу Алтайского края − Барнаул. Фестиваль помогает сближать педагогов и детей разных воскресных школ, выстраивать дружественные взаимоотношения между ними.

Это событие не ежегодное − за прошедший период в Барнаульской епархии было проведено три православных театральных фестиваля. В 2009, 2011 и 2014 годах в «Жар-птице» в обей сложности приняли участие 255 детских творческих коллективов из воскресных школ и светских учебных заведений Алтайского края − 2868 детей и подростков.

Все это потребовало серьезной работы по подготовке специалистов и выбору репертуара, который бы отвечал целям фестиваля. Педагоги воскресных школ  не являлись театральными специалистами, поэтому именно им в первую очередь была оказана методическая поддержка, даны необходимые навыки для творческой работы. В то же время многие приходы привлекли специалистов в театральном деле, которым была необходима помощь  в новом направлении деятельности – духовном театре.

Были организованы специальные семинары. Форма учебы  – мастер-классы по таким дисциплинам, как сценическая речь, мастерство, тренинги, инсценировка. Многим педагогам они  дали творческий импульс для нового дела, а творческие показы в конце семинаров закрепили знания.

jar-ptica-03.JPG

Нежданные союзы

Фестиваль «Жар птица» сформулировал подход к репертуару детского православного театра. Первый фестиваль был посвящен русской народной сказке, но также были номинации: былина, житие, апокриф.  Второй был посвятили житийным сказаниям и Библейским историям, третий − духовной притче.

Развитие фестивального движения и освоение новых тем открыло новые формы сотрудничества, что зачастую приводит к возникновению неожиданных творческих союзов. Так, например, в гроде Камень-на-Оби воскресная школа Покровской церкви, детский образцовый театр «Колосок» при музыкальной школе №1 и клуб исторической реконструкции «Сибирские коты», объединившись, поставили замечательный спектакль «Как князь Владимир Русь крестил». Так небольшой приход создает спектакль, в котором взрослые и дети вместе играют увлекательную историю.

Но самое главное − подобные спектакли становятся важным событием в жизни города, села, поселка. Это новое явление  православного театра: церковные приходы объединяют творческие коллективы, привлекают специалистов, для которых фестивальное движение «Жар птица» становится уроком православного воспитания.

jar-ptica-01.JPG

Два подхода

Основным принципом театрального творчества в свете православного воспитания мы бы назвали отношение к человеку, его восприятие. Духовное начало в человеке может быть понято правильно, только исходя из учения христианской антропологии об образе Божьем в человеке как начале личности.

Сегодня деятели культуры, обсуждая тему «Церковь и театр», видят основным  противоречием принципиально разное отношение к человеческой природе. Современный театр «благословляет человеческую сложность и утверждает: каждая часть твоей натуры достойна жизни». Такая точка зрения базируется на стереотипах о многоликости театрального процесса.

Опыт проведения фестиваля «Жар-птица», пожалуй, помог формулировать  принципиальное различие между светским и православным театральным творчеством. По нашему мнению, театр нуждается в целостном человеке, так как это показывает его духовную красоту. Только через добро, любовь, соборность, свободное движение сердца раскрывается истина о спасении.

Протодиакон Владимир Черных, 
председатель Барнаульской епархиальной комиссии по культуре,

А.И. Вахрамеева, 
директор Театрального центра при Краевом дворце молодежи

В основе публикации – 
доклад на секции «Православие. Воспитание. Театр»   
XXIII Международных Рождественских образовательных чтений





Популярные новости

03.06.2019
В Барнауле 2 июня около храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня состоялся молебен. Его возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Бень. Напомним, вот уже более 60 лет здесь располагается Барнаульский планетарий. Первый молебен ...
498
07.06.2019
По благословению Высокопреосвящейнейшего митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия приглашаем на празднование Казанско-Коробейниковской иконы Божией Матери  в с. Коробейниково 6-7 июля. Запись на поездку: тел: ...
413