Актуальная аналитика 687

О величественных храмах антиклерикализма

30.01.2017

Продолжается противостояние вокруг Исаакиевского Собора. С точки зрения православного человека ситуация выглядит несколько странно. Кто и зачем воздвиг это здание? Вот есть православный храм, его возвели русские православные люди, чтобы в нем молиться Богу. Вот есть какие-то другие люди, которые заявляют, что храм – «их», и что они «не отдадут его попам», а присутствие в соборе молящихся православных если и допускается, то на птичьих правах.

Нам говорят, что между дореволюционной Церковью и современной Русской Православной Церковью нет преемства. Изнутри Православия это выглядит так, как если бы посторонний человек стал утверждать, что у вас нет преемства с Вашей семьей. Вы знаете своих родителей, вы выросли в их доме, вы знаете своих дедушек и бабушек, прадедов и прабабок, у вас хранятся их вещи и фотографии, в чертах Вашего лица видны черты их лиц — и тут кто-то со стороны громко уверяет, что это не ваша семья. И ваш отчий дом — это не ваш дом.

Для Церкви преемство ее веры и молитвы, преемство, передаваемое через тысячи живых нитей, от поколения к поколению, есть несомненный факт ее жизни. Мы принадлежим к духовному сообществу, которое простирается через века и поколения, и для нас святой Сергий Радонежский или Святой Серафим Саровский, или — если говорить о совсем недавних временах — святой праведный Иоанн Кронштадтский, и новомученики — близкие люди, члены семьи, мы храним их портреты, мы просим об их молитвах, и мы знаем, что они признают нас своими. Для нас это факт нашей повседневной жизни и повседневной молитвы. Когда люди решительно посторонние вере и Церкви заявляют, что мы — не одна семья, это выглядит не просто высокомерной глупостью; это выглядит отрицанием очевидного.

Исаакиевский собор в Петербурге передают Церкви с сохранением за ним музейной функции

Впрочем, те же люди признают за нами это преемство — когда им надо повторить обличительные тирады из брошюрок советского политиздата, что «Церковь поддерживала крепостной гнет», «душила науку», «препятствовала просвещению масс», они повторяют это нам, нынешним православным христианам, в этом случае неизбежно признавая, что мы являем собой ту же Церковь.

Но — говорят нам, собор принадлежал государству! Да, он принадлежал Православной Российской Империи, государству, которое себя определяло как православное, монарх которого венчался на Царство в Церкви.

Мы, православные люди, являемся наследниками этой культуры, и сами наши противники это признают, когда ставят нам в упрек реальные или предполагаемые грехи Российский Империи. Мы составляем непрерывное духовное, культурное, цивилизационное преемство с теми, кто этот собор строил. Отрицать это абсурдно, как если бы мы попытались настаивать на том, что Петербург-Петроград-Ленинград-опять Петербург — это разные города, между которыми нет преемства, потому что в бумагах разное написано.

Но разговоры о преемстве вызывают вопрос, который можем поставить и мы: «а вы-то чьи наследники и преемники?»

Какое отношение Борис Вишневский и иже с ним имеют к Монферрану, Российской Империи, благочестивым строителям собора и т.д.? Я вижу эти лозунги — «Исаакий наш», и я стесняюсь спросить — кто же возвел этот собор? Партия Яблоко? Фонд «Открытая Россия»? Михаил Ходорковский? Радио Свобода? Если же его возвели православные люди ради того, чтобы использовать его по прямому назначению — совершать в нем богослужения — то каким же образом он оказался «ваш»?

Если бы мы могли спросить у Государя Императора Николая I, строителей собора, людей, которые возвели это величественное здание — «хотели бы они видеть здесь музей?» — какой ответ мы бы получили? Сам Борис Вишневский, рассуждая о необходимости вернуть Крым Украине, сказал, что «Между тем, «крымский тест» требует ответа на очень простой вопрос: можно брать чужое, или нельзя? А если взяли, то следует ли вернуть?». Что же, вопрос о принадлежности Крыма предоставим решать его жителям — было бы странно считать, что люди украли землю, на которой родились и живут.

Но как насчет «исаакиевского теста»? Каким образом Борис Вишневский и иже с ним могут говорить о том, отдадут они этот храм русским православным людям или нет? На чем вообще основаны их притязания распоряжаться им? Ну, в самом деле, Храм построили православные люди, чтобы в нем служить Богу. Потом является Борис Вишневский с соратниками и говорят, что Русской Православной Церкви это никогда не принадлежало, и вообще «исаакий наш». При этом та же компания говорит от имени «народа», который противостоит «РПЦ». То и другое притязание выглядит крайне необоснованным.

Комментарии в сети весьма разнообразны. Пишут, что Православная вера — позорное суеверие, как доказали британские ученые. Бога никакого нет и искренние христиане поклоняются Ему без храмов. Российская Империя — позорная страна крепостников и попов у них на службе. При этом храм возведенный попами и крепостниками, чтобы молиться там сообразно их православной вере — достояние нашей великой культуры, которое мы попам не отдадим.

Владимир Легойда: Без противоречий в определении

Я боюсь, что это это не совсем так. Это достояние нашей великой культуры. Православной. А вы пока не создали своей. Воздвигните себе прекрасные антиклерикальные соборы, и если Церковь начнет на них претендовать — что же, в таком случае она будет неправа. Это будут антиклерикальные соборы, воздвигнутые антиклерикалами для антиклерикальных служений — и они будут в полном своем праве ими распоряжаться. Пускай тот же Ходорковский, может, при участии Сороса, профинансирует блистательный храм антиклерикализма, столичные креаклы украсят его дивными креативами, Невзоров и Вишневский будут произносить проповеди, а панк-хор будет воспевать гимны, затмевающие Баха и Генделя. Толпы туристов со всего мира устремятся насладиться этим прекраснейшим зрелищем.

Пока, правда, величественные соборы возводятся исключительно клерикалами; антиклерикальная эстетика — это как-то больше «Шарли Эбдо». (Интересно, что бывают антиклерикалы, претендующие на соборы, но я еще не видел ни одного клерикала, который претендовал бы на «Шарли Эбдо»)

Создайте свою великую культуру — вы гении, у вас получится. А артефакты культуры попов и крепостников оставьте попам и крепостникам.

Но — мне могут заметить — что среди демонстрантов у Исаакия были самые разные люди, отнюдь не только птенцы гнезда Ходорковского и знаменитые борцы с режимом. Справедливо ли записывать всех их в один и тот же ряд? С одной стороны, конечно, нет. Люди вообще все разные. У них разные взгляды и разные цели — даже если они оказались в одной и то же толпе. Но майдан — это такая социальная технология, которой и не нужно информированное согласие. Как писали мне участники киевского майдана — да что нам эти Турчинов с Яценюком, мы народ, если что-то пойдет не так, мы их мигом сгоним. Мы вообще тут не ради них!

А это, в рамках данной технологии, неважно, что вы себе думаете. Важно, что фактически вы оказываетесь в роли политической пехоты у совершенно известных лиц, помогаете им достигать их целей и маршируете под их барабан. Устраивает ли вас эта роль — стоит подумать.

А храм, воздвигнутый для молитвы, пусть и будет храмом.

 

Теги




Новости по теме

15.06.2017
В Петербургской митрополии выразили надежду на устранение проблем с передачей Исаакиевского собора в пользование Церкви после того, как свою позицию по этому поводу озвучил президент России.
1472
15.06.2017
Вопрос передачи Русской Православной Церкви Исаакиевского собора в Петербурге необходимо деполитизировать, собор должен сохранить музейную функцию, заявил президент России Владимир Путин во время прямой линии на федеральных каналах.
1999
17.02.2017
Открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, Предстоятель сделал заявление в связи с вопросом передачи Русской Православной Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
673

Популярные новости

20.06.2019
30 июня 2019 года, по благословению Высокопреосвященного Сергия, митрополита Барнаульского и Алтайского, главы Алтайской митрополии, после ранней Литургии от Покровского кафедрального собора отправится в с. Коробейниково к чудотворному ...
2928
25.06.2019
Скачать или посмотреть № 1 за 2017 год , Скачать или посмотреть № 2 за 2018 год , Скачать или посмотреть № 3 за 2018 год, Скачать или посмотреть № 4 за 2018 год. Скачать или посмотреть № ...
1433